Символы в резных элементах русской избы

Деревенский дом - это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России.

Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет.

На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д.

Дом снаружи делился на три яруса:


Третий ярус - крыша, фронтон ( символизирует небо, небесный свод )



Второй ярус - часть сруба ниже фронтона ( часть дома, где живут люди, символизирует мир людей )



Первый ярус - подклет, или подклеть, подпол 
( символизирует подземный мир, землю предков )


Каждый ярус украшался по определённым правилам.



Над торцовыми стенами дома возводили треугольные фронтоны
На них укладывали слеги - горизонтально расположенные брёвна, идущие вдоль боковых стен. 
Концы слег закрывала причелина - специальная доска ( от древнерусского "чело" - лоб ).
Крышу покрывали тёсом. Тёс ( тесины ) - обработанные топором гладкие доски. Они опирались на водотечник. Сверху их прижимали тяжёлым бревном - охлупнем. Охлупень - конёк, шелом. Конец охлупня вырезали в виде головы коня, птицы и т.п. Под коньком располагалось полотенце, закрывающее стык причелин.


Крыша, как небесный свод


В оформлении крыши символизируется  легенда  о боге Солнца летящем по небу в золотой колеснице, отражение которой мы находим в разных элементах оформления дома.  
На самом верху, на главном бревне крыши – охлупне круто выгнуты шея и грудь   коня - птицы. Конь, как и птица, древний образ солнца. Скаты крыши напоминали крылья. «Конь, как в греческой, египетской, римской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался  посадить его себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице», - писал С. Есенин.

              


Причелины украшали скаты крыши, символизируя «небесные хляби». Наши предки  считали,   что над твердью земли находится твердь неба с солнцем, выше солнца и луны - «хляби небесные», где находятся и откуда проливаются на землю огромные запасы воды. Древние земледельцы именно так представляли картину мира. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. Волнистые линии резьбы, изображенные иногда в два-три  ряда  отражали глубинность «хлябей»,  небольшие кружки –   символизировали капли воды.

















Полотенце - резная доска, свисающая со стыка причелин.

             

                                                                          













Конек и солнечные знаки  на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее. Солнце показано  в своем ежедневном движении по небосводу. Солнечные розетки изображались в виде круга с шестью радиусами (колесо Юпитера), круга с крестом внутри или круга с восемью лучами. Рядом с символами солнца присутствуют знаки земли и поля ( ромб или квадрат, прочерченные вдоль и поперек ). 













 

Окна - глаза дома

Окна – это глаза дома.  Их  украшали наличниками и ставнями.  Закрытые ставни  говорили о том, что все спят, или дома никого нет. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так наряден декор окон. Но окна - это не только выход наружу, но и возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы. Наличники украшали русалки-берегини, диковинные птицы, гривастые львы-собаки... Все они олицетворяли небесную сферу,  водную стихию. Образы животных  порой едва угадываются,  насколько декоративно они решены,  словно перерастают в растительный узор.   Дополняли декоративную композицию знаки воды, солнца и  матери-земли.   




Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания в настоящее время очень сложно. Именно поэтому они так к себе манят…



Комментарии

  1. Спасибо за интересную статью! Такие красивые дома! Спасибо!



    ОтветитьУдалить
  2. Какой замечательный творец русский народ! Огромное спасибо за замечательную, познавательную, богато иллюстрированную статью. Ваш материал пригодится при подготовке к уроку бесед по изобразительному искусству в Детской школе искусств.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте! Спасибо за статью. Но в ней говорится российском севере. А есть ли материал и по югу? Здесь нет таких лесов. Дома строили из самана, а крыли чаконом.
    С уважением, Лена

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, к сожалению, мы располагаем материалом только об избах средней полосы и севера России - как наиболее традиционных. Спасибо за Ваш комментарий.

      Удалить

Отправить комментарий