Миф о пьянстве на Руси


                                           Борис Кустодиев "Московский трактир". 1916 год.

Почему-то так сложилось, что ярлык исторически спи­вающегося повесили на русский народ. И мы как-то легко поверили в это, смирились, не усомнились в этом. А ведь достославные предки наши не только сами в пьяницах не значились, но и нам то завещали. (Александр Серёгин)
И была ли в дейс­твительности древняя Русь и Российская Империя пьяной?

Мнение о том, что пьянство – исконная черта русского народа, абсолютно ошибочно. На Руси пили очень мало. Только по большим праздникам варили брагу, медовуху и пиво, крепость которых не превышала 10 градусов. Напитки варились всегда только для себя и никогда на продажу. Сам процесс пития значительно отличался от современного: в чарку наливали напиток и пускали по кругу. Причем каждый мог сделать только один или два глотка.

Обратимся к книге Себастьяна Мюнстера (SEBASTIAN MÜNSTER) "Космография" (Cosmographia). Эта книга впервые увидела свет в 1544 году в Базеле. До 1650 года выдержала 46 переизданий (27 немецких, 8 латинских, 4 английских, 3 итальянских, 3 французских, 1 чешское). Она постоянно дополнялась и совершенствовалась - как самим Мюнстером (при его жизни вышли 6 немецких, 3 латинских и 1 французское издание), так и его "посмертными соавторами". С момента своего первого выпуска до кончины Мюнстера "Космография" растолстела с 649 до более чем 1200 страниц с 1550 года. А потом до более чем 1750.........
Родился он 20 января 1488 г., Ингельхайм-ам-Райн, Германия,  умер 26 мая 1552 г., Базель, Швейцария.  В средние века в Германии Себастьян Мюнстер  как учёный был чрезвычайно известен,  авторитет которого считался непререкаемым.

В "Космографии" есть описание Московии, выполненное по данным Антония Вида, Паоло Джовио и Матвея Михова и из описаний других путешественников.  Вот что писали средневековые путешественники о жителях тогдашней Московии.

Не станем здесь выкладывать весь текст книги, но некоторые отрывки всё же предоставим, что касается пьянства. Например, книга издания 1545 года, Базель, Швейцария.  20-21 строка сверху:

"ОНИ (московиты) ПЬЮТ РЕДКО ВИНО, И ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА УСТРАИВАЮТ ЩЕДРОЕ ПРАЗДНИЧНОЕ ЗАСТОЛЬЕ" (Sie trinken selten Wein, dann allein wann man eine köstliche Wirtschaft will zurichten.)

Из описания русов:
"Конные всадники одеты в кольчуги и одевают на голову ещё остроконечный шлем. Женщины носят обычно жемчуг или драгоценные камни в ушах. Так ходят  и молодые девушки. Считается неприличным, если женщина выходит третий раз замуж. Так же и для мужчины считается неприличным, если он женится в третий раз".............
"Они когда выпивают, то часто теряют меру. На этой земле пьют воду и пиво, а также мёд. Также они делают напиток, который называется Quassetz (Квасец). Ещё они делают из мёда дистиллированую воду и также из молока. И она становится такой крепкой, что её невозможно пить. Но князья запретили её пить, так как от неё теряют голову и напиваются до полноты. Только два или три раза в году, тогда им никто и ничего не скажет. Нужна серебрянная монета, большая и маленькая, если кто-то нарушит это правило."...............................................................................................
"Рядом находится земля Белых Русов. Там живёт много евреев, которые занимаются земледелием и торговлей.  В городах также много армянинов, которые занимаются торговлей.  Русы имеют доброкачественное искусство,  на греческий метод. Евреям тоже нужно это искусство  и поэтому они штудируют у русов астрономию и врачевание. В городах живут кроме русов, много литовцев, армян, греков, евреев, турков."

Сведения о жителях Литвы, заимствованные из сочинения Меховского, знаменитый космограф дополнил заметкою о том, что пьянство, сильно распространенное у литовцев, составляет порок, общий всем народам севера.

Но были иностранцы, которые охотно и сознательно распространяли миф о пьянстве на Руси.

Б. Мэй, английский историк, в книге, вышедшей в Лондоне в 1984 году, сославшись на А. Олеария, писал: "На протяжении столетий иностранцев постоянно потрясало потребление алкоголя русскими, принадлежащими ко всем классам общества..." Аме­риканский историк Дж. Веллингтон, консультировавший президента Рейгана по вопросам отношений с Советским Союзом, в книге с претенциозным названием "Икона и топор", выдержавшей два издания, бездоказательно утверждает, что в Московии наиболее распространённым пороком было пьянство.
          "Gin Lane", Гравюра William Hogarth, изображающяя алкоголизм в Англии. 1750 год.

В 1639 году Адам Олеарий (Adam Olearius), представлявший в Москве голштинского князя Фридриха III, заключил в самой известной книге о России в XVII веке "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно", что русские "более привержены к пьянству, чем любой другой народ мира".

Почти на сто лет раньше А. Олеария по владениям великого князя Василия Ива­новича разъезжал посол в Московию им­ператора Максимилиана (из Габсбургов) Сигизмунд Герберштейн, написавший "Записки о московитских делах". В ней нет упоминания о пьянстве среди русских. Выдержки из книги  Гербертштейна:
"...Если же священника обвиняют в воровстве или пьянстве или другому подобному пороку, то они наказываются как они говорят, мирскими властями. Мы видели в Москве как публично наказывали розгами пьяных священников."

"....Горожане и ремесленники бывают у обедни, а после неё возвращаются к работе, думая, что честнее заниматься трудом, чем попусту терять достаток и время в пьянстве, игре и подобных вещах."

В поздних изданиях "Космографии" Мюнстера также ничего не говорится о пьянстве на Руси. 
Например, страница 1399, издания 1628 года,  17-18 строка сверху, также гласит, что они редко пьют, исключительно по большим праздникам.


В русских источниках название "водка", в том же значении, впервые упоминается в 1533 году. Тогда водка представляла собой разбавленный хлебный спирт, поэтому имела другое название – хлебное вино или хлебная водка.



Еще сто лет после изобретения традиционного для русского народа спиртного напитка на Руси никакого пьянства не было.

Во многом этому способствовал патриархальный уклад жизни русских людей и их глубокая религиозность.

"Домострой" – книга, содержащая ответы на абсолютно все житейские вопросы, дает конкретные указания и  по поводу алкоголя:
"Пей, да не упивайся. Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства Божия не наследуют".





Одно из поздних изданий "Домостроя", 1891 год.







                                  Коншинскiй списокъ, Домострой, XV век, Великий Новгород

С 1951 года на территории Новгорода начал проводить археологические рас­копки академик А. В. Арциховский.  Интереснейшим научным открытием стали берестяные грамоты 11-15-го века, которые свидетельствовали, что Русь широко писала и читала. Государственная организация Новгорода вызывала к жизни необходи­мость распространения грамотности, как среди хозяев, так и среди крестьян. Ведь последние не только читали, но и ответ в письме держали.

Грамотой на Руси владели практически все слои населения, независимо от возраста. Среди авторов берестяных писем мужчины, женщины и дети, представители разных сословий. Берестяные грамоты дают сведения о системе обучения детей грамоте. Одна из находок – это грамота с русской азбукой. В ней 36 букв, расположенных в обычном порядке.

Уже в 10-11-ом веках грамотность у славян была доступна каждому , в то время как в Европе это была привилегия исключительно аристократов и представителей высшего духовенства.
Что ещё раз подтверждает демократический строй славянского общества и сильного значения права.

Потом эти раскопки продолжил член-корреспондент АН СССР В. Л. Янин. В берестяных грамотах этих достаточно много места отводилось и мельчайшим бытовым вопросам. Но ни в одном из бе­рестяных свидетельств нет упоминания о вине и пьянстве. Широкое распростране­ние грамотности не зафиксировало этих явлений.

                   Берестяная грамота. Новгород. 14 век.  Древнерусские берестяные грамоты

Только к XV веку на территории русского государства оформилась в качестве общественного питейного заведения корчма, владельцы которой платили пошлины с напитков князю. В ней наряду с вином пользовались ночлегом, заказывали еду, пели и слушали музыку. Однако корчмы были только в крупных центрах: в Киеве, Новгороде, Пскове и Смоленске.

В западной Европе, напротив,  средне­вековье отмечено повсеместным ростом употребления не только вина и пива, но и крепких спиртных напитков. Уже в XIII веке западный европеец, в отличие от на­ших предков, не только знал, что такое водка, джин и другое, но и старательно их употреблял. Разнообразные и дешё­вые крепкие напитки триумфально шес­твовали из дворцов в простой народ че­рез кабаки и торговые лавки.

Ганс Зебальд Бехам (Hans Sebald Beham) изобразил на гравюрах 1546/1547  г.г. эпидемию алкоголизма в Германии.

"Германия зачумлена пьянством", - восклицал ре­форматор церкви Мартин Лютер. "Мои прихожане, - жаловался одновременно с ним английский пастор Уильям Кет, - каждое воскресенье смертельно все пьяны". И это в старом и чопорном Лондоне, откуда раздаются упрёки России в тради­ционном пьянстве. Современники сооб­щали, что в Лондоне "в каждом доме, в каждой улице кабак имеется". В них женщины пили наравне с мужчинами, цены в прейскуранте подкупали своей дешевиз­ной. Простое опьянение - пенс, мертвец­кое - два пенса и солома даром. Глядя на всенародную страсть к пьянству, поразившему все сословия, папский посол Антоний Компаниус горько воскликнул: "Здесь бытие - лишь питие". 

В России производство крепких напитков приходится лишь на рубеж XV-XVI веков. Появление водки зафиксировано примерно этим временем. Спирт - это изобретение древнеегипетских и арабских мудрецов-врачевателей, которые за большие деньги продавали его во многие страны. В Европе спирт разбавили и одарили им Русь. Поначалу водку употребляли исключительно как лекарственное средс­тво.

В середине XVI века в России появля­ется кабак - место казённой или откупной продажи спиртных напитков. Иван Грозный распорядился построить пер­вый кабак в Замоскворечье, вернувшись из казанского похода. Как гласит "Русский архив" (1886), он запретил жителям Москвы пить водку, позволив, однако, для опричников построить особый дом под названием кабак. Уже к первой половине XVII века "царёвы кабаки" как грибы после дождя выросли не только в городах, но и в небольших деревнях. Приходившие туда быстро хмелели. 

Пожалуй, с этих лет начал формироваться миф о повсеместном пьянстве на Руси, в основе которого лежат рассказы заезжих иностранцев. 

Одновременно москов­ское правительство жёстко преследовало кормчество, ревностно ограждая свою мо­нополию на производство и продажу алкогольных напитков.
И всё же в Московии нашлись люди, усмотревшие в действовавшей системе спаивания, хотя и очень доходной, одну из главных причин "душевредства". Так именовал пьянство патриарх Никон, под влиянием которого царь Алексей Михайлович задумал широкую реформу кабацкого дела с целью сократить пьянство среди простого народа. С этого време­ни берут начало попытки государственной регламентации производства алкоголя.

Уже в 1648 году вспыхнул первый "кабацкий бунт", в котором участвовало более 500 человек, 200 из которых принадлежали к православному духовенству. Бунт был подавлен и в 1652 г. введена винная монополия. Достигнуть этой цели московское пра­вительство надеялось путём уничтоже­ния частных кабаков и повышения цены на вино.

В феврале 1652 года были посланы гра­моты по городам, которыми объявлялось, что с нового года "в городах кабакам не быть, а быть по одному кружечному дво­ру". Запрещалась торговля вином во время Великого поста и на Святой неделе. Воеводам предписывалось закрывать на это время кабаки. В августе 1652 года был созван "собор о кабаках", на кото­ром предстояло выяснить детали рефор­мы, уже в принципе принятой и осуществлённой в своих основных чертах. Состав участников собора, как видно из грамоты, посланной в Углич 16 августа 1652 года с изложением постановлений собора, был обычным для XVII века.

Из постановлений собора особенно важным является ограничение времени торговли вином. Запрещалась его продажа во время постов, по воскресень­ям, средам и пятницам. А разрешалась в понедельник, вторник, четверг и субботу только после обедни, то есть после 14 часов, и прекращалась летом - за час "до вечера" (около 17 часов 30 минут), а зимой - "в отдачу часов денных" (около 17 часов). Категорически было запрещено торговать вином ночью. Количество вина, продаваемого одному лицу, было ограни­чено одной чаркой, в долг и под заклад давать было не велено. Благие начинания царя оказались недолговечными. Вспыхнувшая в 1654 г. война с Польшей за Украину не позволила Алексею Михайловичу продолжить борьбу за трезвый образ жизни своего народа.

Финансовый интерес взял верх, и указано было "...великого князя казне чинить прибыль". Правительство постепенно увеличивает продажу вина населению и число питейных заведений. В 1680 г. питейный сбор составлял четверть всех доходов казны.

Так спаивание населения из разряда узко собственнического интереса перешло в разряд государственного регулирования. Разрешение иноземцам на продажу спиртного выдавалось в знак награды или за большие деньги, после чего они пользовались широкими полномочиями и льготами по торговле табаком и спиртным. При этой торговле они получали баснословную прибыль: более 100%.

Уже в те времена все лучшие умы России осознали к чему ведёт такая политика и стали бить тревогу. То и дело звучали призывы к правительству прекратить спаивать народ. Православная Церковь стала отлучать пьяниц от причастия. Повсюду возникали добровольные общества трезвости. Апогеем этой реакции стал в 1858–59 годах антиалкогольный бунт, прошедший в 32 губерниях России. Сам русский народ (якобы исконно пьющий) потребовал от правительства закрыть кабаки!

Но об этих бунтах учебники не писали. Советская литература и школьные учебники были почему-то насквозь пронизаны рассказами только о "беспросветной жизни русского дикаря", от которой избавили нас якобы большевики. Большевики умело использовали это тему в целях пропаганды, втоптав в грязь практически прошлое русского народа.  Ложь об отсутствии образования в Российской империи.

Как же тут не вспомнить "буревестника революции" М. Горького, который жил за границей в шикарных виллах, на гонорары от многочисленных переводных изданий своих книг , в которых было в основном описание "свинцовых мерзостей дикой русской жизни", которое было востребовано влиятельными покровителями-популяризаторами и сделало его известным на Западе. Что собственно и способствовало насаждению мифа о пьяной, дикой России.

Однако русский народ пьянства не принимал! Доказательством этого и явилось мощное, но к сожалению стихийное антиалкогольное движение, которого не знала ни одна страна мира.
Трезвенное движение началось с возникновения в августе 1858 году  в Виленской и Ковенской губерниях обществ трезвости, которое к лету 1859 года распространилось на 32 губернии России, преимущественно северо-западные, центральные и поволжские. Более 2000 селений и деревень поднялись против насильственного спаивания нации. 


"Виленские Губернские Ведомости",Статья "Трезвость и грамотность"  № 16, 18-го Апреля 1859 года.

             "Отечественные записки", Май 1859 года, Санкт-Петербург.Типография И.И. Глазунова

В мае 1859 года крестьяне перешли к массовому разгрому питейных заведений. Волнения охватили 15 губерний Среднего и Нижнего Поволжья, Приуралья и Центра России.  Главными участниками Трезвенного движения были государственные крестьяне. К ним присоединились помещичьи и удельные крестьяне, городские низы, отставные солдаты и другие слои населения.

Это движение историки чаще называют "трезвенническими бунтами", потому, что крестьяне отказывались покупать вино и водку, давали зарок не пить всем селом. Почему они это делали? Потому, что не хотели, чтобы за счет их здоровья наживались откупщики — те 146 человек, в чьи карманы стекались деньги от продажи спиртного со всей России.

Крестьяне отвернулись от кабака не столько из-за жадности, сколько из-за принципа: трудолюбивые, работящие хозяева видели, как их односельчане один за другим пополняют ряды горьких пьяниц, которым уже ничего, кроме выпивки, не мило. Страдали жены, дети, и чтобы прекратить расползание пьянства среди сельчан, на сходах общины всем миром решали: в нашем селе никто не пьет.

Шинкари, чтобы сбить трезвеннические настроения, объявили о бесплатной раздаче водки. И на это люди не клюнули, ответив твердым: "Не пьем!" К примеру в Балашовском уезде Саратовской губернии в декабре 1858 года 4752 человека отказались от употребления спиртного. Ко всем кабакам в Балашове приставили караул от народа для наблюдения, чтобы никто не покупал вино, нарушивших зарок по приговору народного суда штрафовали или же подвергали телесному наказанию. К хлеборобам присоединились и горожане: рабочие, чиновники, дворяне. Поддержали трезвость и священники, благословлявшие прихожан на отказ от пьянства.

       "Отечественные записки", Май, 1859 год, Санкт-Петербург.Типография И.И. Глазунова

.

Но нужно отметить, что при кажущемся повальном пьянстве, в России пили очень мало.

Сведения о откупной сумме за вино по Саратовской Губернии  на четырёхлетие с 1859 по 1862 г.г.: (хлебное вино это водка)

"Сельско-хозяйственная статистика Саратовской Губернии". 1859 год.
Сведения об откупной суммы за вино по Саратовской Губернии
 на четырёхлетие с 1859 по 1862 г.

В приведенном документе идет речь только о мужчинах, то получается в год на одного мужчину приходилось 0,75 ведра (Ведро =12,29 литра),то есть 9,2 литра в год, это - 25-35 грамма водки в день, что по нашим нынешним меркам выглядит смешно. Но против этого по всей стране возникло мощное антиалкогольное движение!


Среди преемников Ивана Грозного в развитии кабацкого дела особо выделился Петра I, сам большой любитель выпить (чему он, кроме прочего, обучился в "просвещённой" Европе), а затем и Екатерина Великая, которая, не мудрствуя лукаво, прямо заявила, что "пьяной Россией легче управлять". Петр, воротившийся в августе 1698 года из путешествия, вешал на виселицах крамольную Москву и приступал к своей реформации.

Стоит напомнить, что "просвещённые и добрые европейцы" в те годы вовсю торговали рабами, колонизировали целые континенты, жили в феодальном строе и страдали алкоголизмом. В самой Европе только в 17-ом столетии произошли 22 гражданских и религиозных войны, и та же Германия ещё не отошла от тридцатилетней гражданской и религиозной войны, в которой она "благодаря" "добрым и просвещённым" католическим и протестанским пасторам потеряла более 50% процентов населения.

Гравюра от Jacques Callot, изображающая жестокость европейцев во время междуусобных войн ,1632 год.

Средством к его реформаторским затеям по-прежнему служили кабаки, и Пётр шёл в этом случае по пути своих предшественников: Пётр принялся облагать питьё и еду народа. О насильственном насаждении Петром I дикого пьянства в высших слоях русского общества, в том числе среди женщин, можно прочесть у В.О. Ключевского.


Государь был снисходителен исключительно к участникам царских пирушек, а для простолюдинов придумал оригинальную медаль "За пьянство". Изготавливалась она из железа и весила 15 фунтов (6 килограммов).

Эту медаль вручали отпетым пьяницам. Она была снабжена железным ошейником, который застегивался на шее, и выпивоха должен был носить этот груз "денно и нощно".



В середине XIX века в России оформ­ляется сильное трезвенническое движение, которое наряду с виднейшими общественными деятелями поддерживала и церковь. Гневно против спаивания страны высту­пал Ф. М. Достоевский. "Зверит и скотинит человека" водка, возмущался он. Клеймил пьянство Л. Н. Толстой. 

 Наказание выпивох в Российской Империи, "Bestrafung Trinksüchtiger" , рисунок в немецком журнале конца 19 века.



Еженедельный литературно художественный журнал "Север" № 12,   1888 года, Из раздела: "Русская жизнь", стр. 15.


Литография гравюры, из итальянского журнала 1895 года, изображающая русских крестьян, посетителей трактира.


По потреблению алкоголя на душу населения по сравнению с другими государствами Европы, Россия занимала скромное, среди последних, место. В конце XIX века наша страна по потребле­нию спирта была на предпоследнем месте, пропустив далеко вперёд Францию, Швецию, Данию, Голландию, Германию и других.

Приведём также некоторые таблицы потребления алкоголя в странах Европы и Российской Империи из книги "Алкоголизм и защита от него", 1907 года, изданной в Берлине и Вене. ("Die Trunksucht und ihre Abwehr" von Abraham Baer und Benno Laquer, 1907.)

"Пьянство и защита от него",  "Die Trunksucht und ihre Abwehr" von Abraham Baer und Benno Laquer, 1907. Издательство Urban & Schwarzenberg, в Берлине, Германия и Вене, Австрия.


В книге положение в стране описывается следующим образом:
"В России потребление спиртных напитков в отдельных частях огромной империи разнится. Тем не менее, употребление в целом не настолько значительно, что можно ожидать появления симптомов алкоголизма."

Приводятся такие факты:
В 1863 году, потребление алкоголя в российских провинциях составляло примерно 1,28 ведро (Ведро = 12,29 Литра), то есть 15,7 литра алкоголя в год на душу,  и снизилось к 1882 году до 0,78 ведра (9,6 литра) на человека.
В польских провинциях потребление алкоголя составляло в 1867 году 18,5 - 19,8 литра на душу.

Для примера: Потребление брэнди (крепостью 40%-60%) в Дании приходилось в 1874 году даже только на одного мужчину старше 20 лет  72,4 литра! 
В Голландии в 1871 году среднестатистический мужчина употребил спирных напитков крепостью 50%   42,26 литра и в 1872 году 50,32 литра.

По официальным данным, без учёта Сибири, Туркестана, Транскавказа, по учету трёх лет 1883-1885 годов, потребление водки приходилось 0,3 ведра на душу населения, в 1886 году 0,27 ведра. (В переучёте на литры, В России на душу населения в год приходилось всего 3,3 литра водки!)

Тут наверное можно понять всё простодушие и честность русского человека....мерили вёдрами, а пили меньше всех.

Из ситуации в  Дании :

Перевод, стр. 44: -"В Дании наблюдаются в сегодняшнее время действия по борьбе с пьянством. Пагубные последствия этой старой укоренившейся привычки делают это необходимым. Проявления алкоголизма были действительно ужасающие. Потребление брэнди (обычно крепостью 40—60 % об) у взрослых мужчин после 20 лет в год было таковым:  в 1874  году: 72,4 литра, в 1877 - 65,4 литра, в 1880 г. - 68,9 литра на человека. Местный пшеничный брэнди был ежедневным напитком."


Для примера таблицы потребления алкоголя в некоторых странах Европы из той же книги "Пьянство и защита от него",  "Die Trunksucht und ihre Abwehr" von Abraham Baer und Benno Laquer, 1907.. В правой колонке таблицы указано общее количество потребляемого алкоголя в год на душу населения.

            Бельгия. Страница 51.


               Германия. Страница 75.

         Англия. Страница 39.

Франция. Страница 56.


Дания. Страница 45.


Россия, Стр.44


Как следует из книги, потребление 50%-го алкоголя на душу населения в Европе в 1894 году было таковым:

Дания - 15 лтр.
Венгрия - 11 лтр.
Австрия - 10 лтр.
Бельгия - 9,98 лтр.
Голландия - 8,91 лтр.
Германия - 8,82 лтр.
Франция - 8,09 лтр.
Швеция - 7,0 лтр.
Швейцария - 5,81 лтр.
Россия - 4,68 лтр.
Англия - 4,5 лтр.
Норвегия - 3, 18 лтр.

В Бельгии например, в 1880-1900 годах, население спивалось, как писала газета "Еженедельные объявления для  княжества Ратцебург", 1892 года.

Газета "Еженедельные объявления для  княжества Ратцебург", Шёнберг, № 1, Январь, 1892 год. "Wöchentlichen Anzeigen für das Fürstenthum Ratzeburg".

В статье о алкоголизме приводятся данные о пьянстве в Бельгии на 1892 год (перевод):
"Чума шнапса в Бельгии. Каких страшных успехов потребление водки достигло в Бельгии, видно из следующих цифр: В то время как в Англии каждый год уровень потребления водки достигает на одну голову населения 2  1/2 литра и во Франции 4 литра водки, эта мера составляет в Бельгии 12 литров, и в то время как в Англии одно питьевое заведение приходилось  на 190 жителей и в Голландии по одному на 175 жителей, Бельгия имела на 31 марта (1892) по одному питейному заведению на 37 жителей.
В течение последних 14 лет население Бельгии возрасло на 14 %, потребление водки напротив возросло на около 37 %, и в то же время случаи безумных поступков умножились на приблизительно 45 %, число самоубийств возросло на  80 % и число бродяг и нищих на 150 %. От всех слабоумно рожденных детей у 48 был пьяница отец; число людей, которые ежегодно гибнут вследствие слишком повышенного наслаждения водки, в Бельгии оценивается примерно в 20 000 человек. Траты на водку достигают в Бельгии ежегодно огромной суммы в размере 135 млн. франков, которые оплачиваются самой большей частью работающим классом, не считая к тому же еще потери, которые возникают  вследствии того, что употребление  джина делало рабочих больными или обычно нетрудоспособными, то получается сумма в размере примерно 200 млн франков, столько стоит джин 6 млн. бельгийцам каждый год

Один из виднейших специалистов в этой области тех времён Н. О. Осипов писал, что "Россию по количеству алкоголя можно было бы причислить к самым трезвым странам Европы".

Русский крестьянин имел возможность пить лишь несколько десятков дней в году - по престольным праздникам, на пасху, масленицу, на свадьбах и базарах. Всё остальное время он тяжело работал, отвоёвывая у земли в суровых условиях нашего климата хлеб свой насущный. Крестьянский труд не терпел ни двух, ни трёх каждодневных рюмок.


Первые общества трезвости появились в Ковенской губернии, затем в Виленской. Гродненской и других. Началось небывалое трезвенное движение народа, которое было частью стихийной борьбы. Многие видные люди XIX века, такие как Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. И. Пирогов, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, И. М. Сеченов и другие активно пробуждали в русском обществе интерес к проблемам воспитания детей и подростков, ратовали за здоровье и нравственное совершенствование подрастающего поколения.

За вопросы воспитания детей и подростков в то время взялись не только педагоги, но биологи и медики. В 1857 году начинают выходить «Журнал воспитания» и «Русский педагогический вестник», с 1860 года – «Учитель», с 1861 года – «Ясная поляна», с 1864 года – «Педагогический сборник», а с 1866 года – «Детский сад». В этих журналах частично ставились и вопросы антиалкогольного воспитания юношества.
Газеты и журналы дореволюционной России


5 декабря 1866 года в России были учреждены приюты для "малолетних преступников". А в 1894 году Петербургское юридическое общество создало особую комиссию по вопросам малолетних правонарушителей. Еще в 1863 году Главным управлением военно-учебных заведений России уже был разработан план создания специальной сети школ для трудных детей, который стал реализовываться в 1867-68 годах. Первые специальные гимназии появились в 1868 году в Саратове и в г. Вольске Саратовской губернии, а позднее в Иркутске и других городах. В 1871 году в Петербурге была создана земледельческая воспитательная колония для малолетних правонарушителей, где основным принципом перевоспитания было уважение к личности подростка.

Конец XIX века - это очередная волна борьбы за трезвость.

Общества трезвенности создавались повсеместно. В 1874 году одно из них было учреждено в селе Дейкаловка Полтавской губернии. Через некоторое время, в 1882 году, было создано "согласие трезвости" в селе Татево Смоленской губернии, в 1874 году было организовано Украинское общество трезвости. В 1887 году Л. Н. Толстой вместе с Н. Н. Миклухо-Маклаем, П. И. Бирюковым, Н. Н. Ге (младшим) и другими подписал "Согласие против пьянства" и создал у себя в имении общество трезвости. Подобные общества привлекли внимание правительственных учреждений и духовенства. В 1889 году Священный Синод предложил духовенству заняться созданием трезвеннических организаций. В 1890 году было основало Петербургское общество трезвости, в 1891 — Одесское, в 1892 — Казанское, в 1893 — Рыбинское, а в 1895 — Московское общество трезвости.


Особенно активно работало Казанское общество трезвости, председателем которого являлся А. Г. Соловьев. За два года общество издало много брошюр и книг. В 1891 году было создано Нижне-Тагильское общество трезвости, а в 1893 году: Подольское, Рыбинское, Сарапульское, Тобольское и другие.

В 1896 году в Киеве было открыто Юго-Западное общество трезвости. В 1898 году созданы общества трезвости в Туле и Астрахани.





Председатель Казанского общества трезвости в 1892-1917 гг. Александр Титович Соловьёв (1853-1918).Около 1903 года.



В то время в России стали издаваться трезвеннические журналы: с 1894 года в С.-Петербурге "Вестник трезвости", с 1896 г. в Казани – "Деятель", а с 1898 года – "Народная трезвость", приложение к журналу "Наше хозяйство" и другие.
В состав указанных обществ входили главным образом рабочие фабрик, ремесленники и крестьяне. В учреждении и работе обществ трезвости активное участие принимали видные русские врачи (А. М. Коровин, Н. И. Григорьев), а также другая прогрессивная русская интеллигенция.

Газеты активно вели пропаганду трезвенного образа жизни, показывая весь ужас пьянства.




                                   Реклама трезвенности "Жизнь трезвенника и пьяницы"

В конце XIX века просветитель С. А. Рачинский объезжал школы и обращался к учащимся с горячими увещеваниями бороться за трезвость. Он же создал первые русские школьные общества трезвости. На рубеже 19 и 20 веков в России происходит подъем в антиалкогольном воспитании и обучении трезвости подрастающего поколения. В I905-I908 годах в Петербурге стало выходить бесплатное приложение к журналу "Трезвая жизнь", "Листок трезвости для школьников", а в 1909 году листок трезвой жизни для младших детей "Зорька".

Прививание трезвого образа жизни проводилось уже с детского возраста.

В 1912 году в Москве вышла книжка М. Рязанова "Противоалкогольный детский праздник", с 1913 года в школьных тетрадях появились промокашки с надписью: "Будущее принадлежит трезвым нациям".


Руководитель Литейного отделения Александро-Невского общества трезвости священник Пётр Иванович Поляков с детьми детского сада на летнем отдыхе. 1910-е гг.

Много внимания стало уделяться в периодической печати алкоголизации и борьбе за трезвость среди детей и подростков. В Казани выходил журнал "Праздник трезвости", в Серпухове Московской губернии "Воскресный листок", в Острове Псковской губернии "Друг трезвости", Воронеже — "Заря трезвости", Одессе — "Зеленый змий", Уфе — "Уфимское попечительство о народной трезвости", Царицыне — "Царицынский трезвенник" и другие.



Несколько журналов в защиту трезвости выходило в Москве, причем все они назывались: "В борьбе за трезвость".
В Петербурге выходили журналы: "Листок трезвости", "Народная трезвость", "Отрезвление", "Сеятель трезвости", "Сила трезвости", "Трезвая жизнь", "Трезвость и бережливость", "Трезвые всходы" и другие.


Еженедельный народный журнал "Отрезвление" , № 1, Март 1914 год , Санкт-Петербург.


В период правления Николая II торговля водкой была упорядочена: регламентированы время и место торговли, открыты казенные винные лавки. Водка продавалась уже в фасованном виде в бутылках. Заметно повысилось ее качество и улучшилось обслуживание посетителей в питейных заведениях. Потребление алкоголя в стране сократилось в несколько раз. Снизилось число нарушений общественного порядка, прогулов, повысилась производительность труда на промышленных предприятиях.


В самом начале Первой мировой войны государь Николай II решил провести смелую реформу, которая была особенно близка его сердцу: запрещение продажи спиртных напитков. Сначала был введен запрет как обычная мера, сопровождающая мобилизацию; затем, 22 августа 1914 года, было объявлено, что запрет сохранится на все время войны; он был постепенно распространен не только на водку, но также на вино и пиво. Затем, в начале сентября, принимая великого князя Константина Константиновича в качестве председателя Союзов Трезвенников, Николай сказал: "Я уже предрешил навсегда воспретить в России казенную продажу водки". И эти слова царя полностью соответствовали в то время общему народному мнению, принявшему запрет спиртных напитков как очищение от грехов.

До революции Россия традиционно была одной из самых трезвых стран Европы. Меньше нас в Европе пила только Норвегия. Мы стояли на предпоследнем месте в мире по душевому потреблению алкоголя в течение трёх столетий с XVII до начала XX века.


ЖУРНАЛ «ИСКРЫ», ГОД ТРИНАДЦАТЫЙ
Иллюстрированный художественно-литературный и юмористический журнал с карикатурами.
Выходит еженедельно при газете «Русское Слово».
№ 35, Воскресенье, 08 сентября 1913 г.

Непьющие в Петербурге.
Фот. А. Михайлова.
В Петербурге много шума наделал призыв к трезвенности некоего Чурикова. Его призыв вызвал в народных массах целое движение, направленное в сторону христианского просветления и абсолютного отречения от пьянства, разврата и др. грехов. Теперь в Петербурге насчитывается свыше 10 тысяч трезвенников, последователей Чурикова. Время от времени группы их собираются в разных частях столицы для чтения евангелия и пения религиозно-нравственных песен.

 


Подписи под картинками:
Группа петербургских трезвенников после молитвенного собрания.

Собрание женщин-трезвенниц, устроенное прислугой на кухне с разрешения ее барыни.

Петербургские последователи учения «братца Иоанна Чурикова (*)».

День трезвости.
29 августа было днем трезвости. Повсеместно, во всех церквах Российской Империи были совершены торжественные богослужения с молебствием по особому чину «об уврачевании недуга пьянственного» и произведен кружечный сбор на борьбу с пьянством.

День трезвости в Москве. Крестный ход.

Толпа трезвенников на Сухаревской площади.


Трезвенная работа велась не только обществами трезвости "внизу", на местах, но и деятелями трезвости "наверху", в представительных органах власти. Особая заслуга в том, что алкогольный вопрос начал гласно обсуждаться и решаться на общероссийском уровне, принадлежит Михаилу Дмитриевичу Челышёву (1866-1915)

Выходец из семьи крестьянина – маляра из деревни Воронино (или Ворыпино) Владимирской губернии, он, благодаря неустанному труду, самообразованию, деятельному участию в общественных делах, стал "купцом" (предпринимателем, строительным подрядчиком), был избран гласным Самарской городской думы и уездного земства, самарским городским головой. Тесно связанный с народом, он хорошо знал те беды, которые приносит пьянство. Будучи трезвенником с рождения, он сознательно принял участие в трезвенном движении с конца XIX в.

Михаил Дмитриевич Челышёв. 1900-е гг.

Непосредственную работу в школе вели члены обществ трезвости и сочувствующие. Наиболее последовательно, в течение 12 лет (14 сентября 1905 г. – конец 1917 г.) она велась в Обществе "Первая российская Сергиевская школа трезвости", находившемся в Сергиевской слободе Петергофского уезда Петербургской губернии близ православного монастыря Сергиева Пустынь, неподалеку от одноименной станции Балтийской ж.д., в 18 верстах к юго-западу от Петербурга. Основателем и руководителем школы был иеромонах Павел (в миру – Пётр Горшков, 1867-1950. 
В классе Общества "Первая Российская Сергиевская школа трезвости". Стоит второй слева иеромонах Павел. 1906-1911 гг.

Школа была церковной, с "одноклассными" (с трехлетним сроком обучения) школами для мальчиков и девочек. С осени 1911 г. школа для мальчиков стала "двухклассной" (с пятилетним сроком обучения). Учились в ней в основном дети крестьянской бедноты из расположенной неподалеку Сергиевской слободы, многие – из семей пьяниц.
Помимо обычных предметов, мальчиков в школе учили ремеслу и сельскому хозяйству, девочек – рукоделию. Согласно уставу, школа ставила своей задачей воспитать из детей "апостолов трезвости", которые, будучи стойкими и твердыми, разойдясь по разным уголкам России, могли бы проповедовать трезвость в народе. Для этого каждую неделю один урок отводился "учению о трезвости". На первом (со второго полугодия) и втором годах обучения они состояли из доступных бесед, чтения и обсуждения соответствующих рассказов. На 3-4 годах проходился краткий курс основ трезвости, включавший в себя: сведения о свойствах алкоголя (водки, виноградного вина, пива); его воздействии на человека семью, общество; положительных качествах трезвости; мерах борьбы с пьянством. Кроме того, противоалкогольный материал использовался при удобных случаях на уроках Закона Божия, русского языка, арифметики, пения.

                                 Нагрудный знак Попечительства о народной трезвости.

Важной составляющей реформы стало создание попечительств о народной трезвости — общественных организаций, получавших частичное финансирование от казны. С санкции властей они создавались в каждой губернии примерно за полгода до введения в ней винной монополии.

В задачи губернских попечительств входило:
"1. Ходатайствовать перед правительственными органами о мероприятиях, способствующих уменьшению пьянства.
2. Оказывать содействие учреждениям и частным обществам, деятельность которых направлена на народное отрезвление.
3. Осуществлять надзор самостоятельно и совместно с полицейскими органами за правилами торговли крепкими напитками как в заведениях, содержимых частными лицами, так и в казенных винных лавках.
4. Распространять среди населения здравые понятия о вреде неумеренного потребления крепких напитков.
5. Организовывать для населения мероприятия, дающие возможность проводить свободное время вне питейных заведений, в чайных, столовых, читальнях при чайных, в библиотеках и пр.
6. Принимать меры попечения о лечении страдающих запоем, организовывать собственные специальные больницы, амбулатории.
7. Издавать брошюры и листки для распространения в народе убеждения о вреде пьянства и необходимости обращаться к врачам и в больницы, а также для выяснения значения отдельных народных средств для лечения от пьянства".

Особое внимание уделялось чайным как альтернативе упраздненным кабакам, так как, по мнению публицистов-современников, "русского простолюдина в кабак тянет не одно вино как таковое; его влечет в питейное заведение преимущественно потребность в общении. С другой же стороны, известно, что люди склонны общение между собой соединять с потреблением чего-либо съестного или тех или иных напитков; этим и определяется привлекательная сила мест продажи питий".

                                  Народная читальня-чайная Казанского общества трезвости

Уже к 1898 году в России было открыто более 1700 чайных, своеобразных клубов, где посетителям помимо дешевого чая и закуски предлагались к чтению периодические издания и книги. Для развлечения служили настольные игры, наибольшей популярностью из которых пользовались шашки.

Средства попечительств складывались из отпускаемых из казны сумм, частных пожертвований, членских взносов (до 5 рублей в год), доходов от чайных, благотворительных спектаклей и т.д. От казны отпускалось ежегодно порядка 50 тыс. рублей на губернию. В 1900 году на нужды всех попечительств было выделено 2 млн 700 тыс. рублей, причем деньги эти были взяты из дохода казны от питейных сборов.

г.Весьегонск Тверской губернии. Народный дом. Открытка 1905-1910 г.г

Весьегонское отделение общества народной трезвости открыло В 1903-1904 гг. один из первых в губернии народный дом, где показывали "живые картины", ставили спектакли и читали газеты. В зале размещалось до 350 венских стульев и 150 на галерке. Здание строилось "мороцкими" плотниками, которые считались хорошими мастерами.

По всей стране открывались народные дома, где простые граждане могли проводить свой свободное время в общении. Открывались различные кружки, клубы, общества, театры, читальни.

                                     Оренбург. Народный дом. Дореволюционная открытка

Открытие Народного дома состоялось 25 декабря 1899 году. Автор проекта — инженер Ф.А. Гаген. Находилось здание на Конно-Сенной площади. «В четверг, 14 мая, в 2 часа дня состоялась закладка здания Народного дома на Конно-Сенной площади... — отвлечение народных масс от злоупотребления вином, от безобразного пьянства, разгула и, стало быть, от всех безнравственных поступков...» (Оренбургский листок, 5 октября, 1899 год).

"Народный дом, построенный комитетом попечительства о народной трезвости готов. В нем помещаются: библиотека-читальня, чайная с буфетом без крепких напитков и народный театр с местами от 5 к. до 1 р. 50 к. Режиссером приглашен г. Сергеев с жалованием и ему поручено найти 2 профессиональных артистов, а также суфлера и сценариуса за 800р. Труппа будет любительская..."
Оренбургский листок, 5 октября, 1899 год...

"Народный дом, начиная с текущего января по воскресеньям от 12 до 2ч. дня будет производить бесплатные чтения по отечественной истории с целью познакомить слушателей с историей России от основания русского государства до последнего времени."
Оренбургский листок, 13 января, 1902 год...



                                       Воронеж. Народный дом. Дореволюционная открытка.

Инициатором строительства этого очага культуры выступил Воронежский уездный комитет попечительства о народной трезвости. Благое дело поддержал и соответствующий губернский комитет. Губернатор самолично ходатайствовал о выделении бесплатного участка. Городская дума немного поершилась, но согласие на отвод земли дала – 700 квадратных саженей на оконечности Старого бега, напротив земской больницы. Проект поручено было подготовить городскому архитектору А.М. Баранову, а непосредственные работы вести подрядчику П. Моисееву. Руководил строительством старший техник Акцизного управления инженер Н.А. Кухарский.

Закладка фундамента состоялась летом 1903 года, а уже 22 октября 1904 года Народный дом был торжественно открыт.

                                  Народный дом в г. Харькове. Открытка 1910-ых годов.

Идея создания Харьковского народного дома впервые была высказана в 1897 году в дни празднования десятилетнего юбилея комиссии по народному чтению ее председателем С.А. Раевским. Инициативу комиссии, которая решила воплотить эту идею в жизнь, поддержал харьковский губернатор Г. Тобизен. Была создана специальная комиссия по созданию Народного дома. Однако найти подходящее помещение для этих целей не удалось, и было решено начать строительство. По просьбе комиссии городская Дума 29 сентября 1897 года бесплатно выделила участок для Народного дома возле Конной площади. Осенью 1898 года развернулась кампания по сбору пожертвований на строительство. 10 марта 1900 года в торжественной обстановке Народный дом был заложен.

Комитеты попечительств о народной трезвости развернули активную деятельность во всех губерниях страны. В их состав вошли чиновники, представители земств, городские обыватели, крестьяне. Большую роль в деятельности комитетов играли священнослужители.
Забытые достижения России. Народные дома.

Движение за трезвенный образ жизни в дореволюционной России было очень мощным и поддерживалось всеми слоями населения. Невозможно перечислить все факты, но Российская Империя была малопьющим государством, вопреки всем навязываемым нам мифам!






Комментарии