Картины из жизни железнодорожных рабочих в Российской империи.

Въезд в тоннель на водоразделе океанов на Забайкальской ж.д. (дореволюционная открытка) 

19 мая 1891 года во Владивостоке началось строительство крупнейшего железнодорожного проекта в истории — Транссибирской магистрали. 


Результатом строительства транссибирской магистрали стала возможность к 1905 году пассажирским поездам, впервые в истории следовать только по рельсам, без использования паромных переправ, от берегов Атлантического океана (из Западной Европы) до берегов Тихого океана (до Владивостока).

В эти годы начался настоящий бум железнодорожного строительства по всей стране. Ни до, ни после царствования Николая II таких темпов работ в России не наблюдалось — только за период 1894—1904 гг. было построено 28 тысяч километров железных дорог, то есть в среднем по 2,8 тысячи километров в год. Магистраль должна была дать толчок развитию Сибири и дальневосточных окраин, способствовать созданию новых рабочих мест в этих регионах, экономическому росту, оборонной безопасности Дальнего Востока.

Владивосток в недалеком будущем. Дореволюционная открытка.

В Российской империи в те годы разрабатывались уникальные проекты, и многие идеи на десятилетия опережали свое время.



Пассажирское здание на Транссибирской магистрали. Из альбома «Великий путь», 1899 год, фотограф Иван Томашкевич.



Металлический мост со сквозной фермой на каменных опорах – часть Транс-Сибирской железной дороги – пересекает реку Кама, недалеко от Перми. Прокудин-Горский. Предположительное время съемки — период с 1907 по 1915 годы.


Амурская железная дорога. 1915 год. станция Талдан

- Вопрос амурский важен сам по себе, это вопрос самодовлеющий, но я должен настоятельно подчеркнуть, что Амурская железная дорога должна строиться русскими руками, ее должны построить русские пионеры... Эти русские пионеры построят дорогу, они осядут вокруг этой дороги, они вдвинутся в край и вдвинут вместе с тем туда и Россию.
- Но если в настоящее время не сделать над собою громадного усилия, не забыть о личном благосостоянии и встать малодушно на путь государственных утрат, то, конечно, мы лишим себя права называть русский народ народом великим и сильным.

(Из речи П.А. Столыпина о постройке Амурской железной дороги, произнесенной в Государственном совете 31 мая 1908 года.)

Ремонтные рабочие Забайкальской железной дороги, станции Паньковка,  3-го уч., 21-е рабочее отделение. 1916 год. На свадьбе.
Сидят (слева направо):
Жених Андрей Белов.
Рем. рабочий  Григорий Васильев Артюк
Артельный старшина Г.М Мерзлин

Стоят (слева направо):
Рем. рабочий Бекмурза (отчество неразборчиво) Бекмурзаев
Плотник Игорь Беляев
Рабочий Максим Федоров Ткаченко

Рабочий Федор Прокофьев Коломеец


Ремонтные рабочие Забайкальской железной дороги ст. Паньковка на пикнике с женами и детьми. 1916 год.

Забайкальская железная дорога. Удостоверение личности конторщицы службы движения Галины Кирилловны Старорусской, жены счетовода Г.Н. Старорусского, выданное 15 апреля 1915 года.


Краматорск, Донбасс. Железнодорожные ремонтные рабочие. 1910-е годы.


Рабочие и служащие рыбинских ж/д мастерских. Фотография А.А.Сигсона. Ярославская губ., г. Рыбинск. 1890-е гг.


Пассажирский билет Северо-Западных железных дорог. 1910 г.г.


Железнодорожные рабочие с собакой. Фото 1910 г.г.. Российская империя.


Аттестат окончившего полный курс учения в Вышневолоцком училище кондукторов путей сообщения Ивана Ваулина. 1905 год.


Отметки за 1898-1899 год, ученика Вышневолоцкого училища кондукторов путей сообщения Ивана Ваулина.


С. М. Прокудин-Горский. Железнодорожный поселок у станции Масельская. 1916 год.

Жильё рабочих по Мурманской железной дороге. С.М. Прокудин-Горский, 1916 год.


Вид жилых домов железнодорожных служащих на разъезде Белоногово. Амурская железная дорога. 1911-1914


Урал. Выемка в горе Косотур близ ст. Златоуст.  Открытка 1910 г.г.

1899 год. Работники станции Славянск у стен паровозного депо. Фотограф Киватицкий. (источник)

1894 год. Станция "Рапная". Из фонда музея локомотивного депо ст. Славянск. Донецк. (источник)

Инструментальный цех депо Славянск.  Донецк. (источник)

"Станция Бородино", 1911 год. Фото Прокудин-Горский.



В 1903 году появились "Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев, а равно членов их семей, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горно-заводской промышленности". Данный закон устанавливал полную ответственность работодателей перед работниками при несчастных случаях на производстве. При временной утрате трудоспособности рабочим уплачивали 1⁄2 среднего заработка, при наступлении инвалидности — 2⁄3 среднего заработка. В случае смерти рабочего его деньги получали вдова и дети.

1915 год. Страховой полис. Помощник машиниста Ветров Иван Иванович в возрасте 25 лет застраховал свою жизнь на 30 лет. Сумма полиса – 600 рублей.

Сберегательная касса Северо-Западных железных дорог. Квитанция выданная путевому сторожу Яну Рецольду 5 августа 1916 года. 
Извлечение из положения о сберегательно-вспомогательной кассы:
"Участник кассы, оставляющий службу, получает единовременно весь капитал, значащийся в день оставления им службы, на его счету по сберегательному фонду кассы. В случае же смерти участника кассы капитал этот выдается лицам, которые были им при жизни указаны, в особом письменном заявлении, засвидетельствованном полицией, нотариусом или мировым судьей и поданным в кассу. при отсутствии же такового заявления, капитал переходит к законным наследникам участника."

23 июня 1912 года был принят закон Российской империи — "Об обеспечении рабочих на случай болезни". Закон предусматривал получение рабочими выплат в случае временной нетрудоспособности и обязывал предпринимателей организовывать для рабочих бесплатную медицинскую помощь. Для накопления необходимых средств создавались больничные кассы — независимые общественные организации, управляемые самими застрахованными.
По поводу законов Российской империи о "социальном страховании рабочих", президент США Уильям Тафт на встрече с промышленниками из России публично заявил: "Ваш император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может".
Начиная с царствования Александра III были созданы разного рода пенсионные кассы отдельных ведомств и учреждений, работники которых не были охвачены общими государственными пенсиями. С 1888 года закон регулировал пенсионные кассы на частных железных дорогах (создававшиеся ещё с 1860-х годов), с 1894 года были учреждены пенсионные кассы на казённых железных дорогах; эти кассы в равной мере охватывали и служащих, и рабочих. В 1900 году были учреждены пенсионные кассы для народных учителей и учительниц. Широкое распространение имели и земские пенсионные кассы, страховавшие весьма широкий круг наёмных земских служащих; деятельность этих касс была урегулирована законом в 1900 году.
В 1897 году был издан рамочный закон, устанавливавший общие требования к пенсионным кассам любых частных предприятий; закон носил ограничительный характер, требуя от предпринимателей полной гарантии состоятельности кассы.

Из пенсионных касс (выплачивавших, как правило, пенсии и по выслуге лет, и по инвалидности), рабочие и служащие получали пособие по болезни за счёт предприятий и учреждений. Это пособие не получало никакого отдельного оформления, во время болезни работник просто продолжал получать обычное жалованье.





Проект Московского Метрополитена с чертежами. 1902 год.




Проект Московского Метрополитена. 1902 год




Проект Московского Метрополитена. Вид пассажирской станции. 1902 год.



В 1901-1902 годах и в столице Российской Империи Санкт-Петербурге начался настоящий бум проектирования метро, сразу несколько инженеров предложили свои проекты метрополитена.


Проект станции "Николаевский вокзал" (современные площадь Восстания и Московский вокзал).


Проект станции "Виндавский вокзал". На заднем плане - здание Варшавского вокзала, ныне не действующего


"Подвесная электрическая железная дорога". Проект инженера Ипполита Владимировича Романова. Из журнала "Нива", № 30, 1900 года.


Двухэтажный вагон, построенный на Сормовском заводе. 1907 год.

Первый двухэтажный вагон в России был построен ещё в 1905-м году на Тверском вагоностроительном заводе.






Печать общества Коломенского машинно-строительного завода. 1893 год.




Первые в мире железнодорожные войска  Российской империи.



Достижения Российской империи.



Комментарии