Достижения Российской империи.


Похвальный лист ученицы земской школы Екатерины Ивановой. 1905 год.


Из журнала "Зодчий", № 8, февраль 1911 года. На IV съезде Русских Зодчих. Из докладов арх. Л.П. Шишко, Н.П. Козлова.



Оценочно-статистическое Отделение Костромской Губерн. Земской управы. Школьная статистика, 1913 год:



Из журнала "Зодчий", №17, 1913 года. Петербург.

Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.

Из журнала "Нива" № 4, 1914 года. Из статьи, посвященной юбилею 50-летия существования русского земского управления.



1-ый Всероссийский Съезд по народному образованию в Санкт-Петербурге.

С декабря 1913 года и по январь 1914 года в Санкт-Петербурге в Народном доме Николая II состоялся Первый Всероссийский Съезд по народному образованию, куда съехались более 7 тысяч учителей со всех глубинок Российской империи, чтобы обсудить текущие проблемы народного образования и принятый план обязательного обучения.





 Подробнее об обязательном начальном образовании в России:

Всеобщее народное обязательное образование в Российской империи.

  

Фото двух учениц (современная обработка). 1910-ые годы. 


Тетрадь по чистописанию ученицы начального класса Юлии Раудсепп. 
1910-е годы.


Школьный дневник. 1915-1916 г.г.


 Крестьянские дети - ученики Рыбацкого Высшего Начального Училища 
1913-1914 гг.  Село Рыбацкое.

Крестьянские дети -  Ученики Земского Начального училища села Рыбацкое. 1913-1914 гг.


Крестьянские дети села Рыбацкое - ученики церковно-приходской школы, окружившие священника Николая Кулигина.


Первоначальное обучение было бесплатным по закону с самого начала правления Государя Николая II, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. На 1918 год планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование. Это и был т.н. "всеобуч", который должен был состояться к 1920-ым годам.

Школьная форма на государственном уровне впервые была введена в 1834 году, во времена императора Николая I.  Закон вводил общую систему гражданских мундиров в России. Школьная форма до 1917 года была предметом гордости. Мальчикам тогда полагалось носить форму военного фасона, а девочкам – темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. По праздникам – белый фартук.  Девочки обязательно носили косы с бантами.

В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе со многими другими разумными наработками в области образования. До 1949 года форма в школьных учреждениях отсутствовала.

№ 22 ЖУРНАЛА «ИСКРЫ, ГОД 1911-Й.
Школьная выставка.
При Ольгинском Пятницком 3-ем городском начальном училище, в Москве, открыта выставка ученических работ по рисованию, лепке, ручному труду и рукоделию.
Фот. Б. Яблокова.
Подписи:
Вышитый разноцветной шерстью ковер.
Детская иллюстрация к рассказу.
Работы из дерева с резьбой и выжиганием.
Урок гимнастики.
Лепка.

 ***


Из Журнала "Нива", № 10,  1906 год.
Первый в мире женский политехнический институт был основан в России, в Петербурге.



По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Российская империя занимала первое место в Европе, если не во всём мире. (Бразоль Б.Л. Царствование Императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах, 1958 г.)


Первый в Европе женский медицинский институт в Петербурге, открытие которого состоялось 14 (26) сентября 1897 года. Из журнала "Нива" № 41, 1897 г.


Из журнала "Нива" № 41, 1897 г.



XII съезд естествоиспытателей и врачей в Москве.
С 28-го декабря 1909 года по 6-го января 1910 года.

Часть статьи:

"Всеобщий Двухнедельник" №1, 1910 года.


Выпуск физико-математического факультета Московских высших женских курсов. 1913 год.


***



На рубеже XIX и XX веков в Российской империи обучалось чуть больше 40 тысяч студентов. В Германии, лидировавшей тогда в Европе, в 1903 году в университетах училось 40,8 тысяч человек, в высших технических учебных заведениях 12,2 тысячи, в специальных академиях — 3,9 тысяч. На всех „факультетах“ Франции в 1906 году училось 35,7 тысяч студентов, еще 5-6 тысяч обучалось в специальных учебных заведениях других ведомств и католических институтах. В университетах Великобритании в 1900—1901 годах училось около 20 тысяч человек.

Система российского высшего образования по абсолютным показателям была сопоставима с системами других ведущих европейских стран. Накануне Первой мировой войны Россия по прежнему уступала Германии в отношении университетского образования, но заметно превосходила в области специального образования. Россия уже между 1904 и 1914 годами (вместе с США) стала мировым лидером в области технического образования, обойдя Германию. 

Сапрыкин Д. Л. 
«Образовательный потенциал Российской Империи».

***

Детские сады


Журнал "Детский сад". 1868 год. Редактор-издательница А. Симонович.


15 мая 1837 года в России при попечении Анатолия Николаевича Демидова при "Доме Трудолюбия" в Коломне по адресу: наб. Мойки, 108, были открыты дневные детские комнаты - первый в России детский сад. Первоначально здесь получили опеку 6 мальчиков и 11 девочек, через год число детей возросло до 112.

Школа и Детский сад на Амурской улице в Иркутске, до революции.


Народные Детские сады для беднейшего населения С-Петербурга. 
Часть статьи из еженедельного иллюстрированного журнала для семейного чтения "Родина", №47, 1896 года. Стр. 1726 .
 
Всероссийская художественная и промышленная выставка в Нижнем-Новгороде. 1896 год.




Детский сад в селе Рыбацком, Санкт-Петербург,  при Церковно-Приходской школе. Дореволюционное фото.


Ясли И.А. Конвалова в селе Бонячки, Костромской Губернии. 
Дореволюционная открытка.


  В грудном отделении Воспитательного дома.



Подробнее о детских садах:


***
Бесплатные народные библиотеки-читальни и Народные дома.
 
Эта бесплатная дореволюционная народная читальня находилась в деревне Середнево Георгиевской Волости Рыбинского Уезда Ярославской Губернии, где не было церкви. Переименованной большевиками 29 января 1919 года в Ленино-Володарскую Волость. ( Прим.: Володарский, настоящие имя и фамилия - Моисей Маркович Гольдштейн, 1891-1918. ). 

 Село в России до революции 1917 года чётко отличалось от деревни: в селе обязательно была церковь. Даже в деревнях, где не было церкви, были народные читальни-библиотеки.

25-летие существования городской бесплатной библиотеки-читальни, учрежденной В. А. Морозовой в Москве в память И. С. Тургенева. 1911 год.

"Народный календарь", 1915 год.

Народный дом являлся в дореволюционной России общедоступным культурно-просветительским учреждением.  Россия была первой страной в мире, где начали строиться подобные дома для народа.  
Первый народный дом возник в 1882 году в Томске, а в Петербурге первый Народный дом открылся в 1883 году.
 
                                        Харьков. Народный Дом. Дореволюционная открытка


 Народный Дом. Благовещенск. Фото 1900-ых годов.


Народный дом. Кострома. Дореволюционное фото.

подробнее: Забытые достижения России. Народные дома.

 

 

В России до революции 1917-го года издавалось огромное количество газет и журналов. Вопреки мифу, так настойчиво насаждавшемуся нам в годы коммунизма, Российская Империя была весьма читающим и "продвинутым" государством.

 

подробнее: Газеты и журналы дореволюционной России

 


*** 


 

 № 22 ЖУРНАЛА «ИСКРЫ, ГОД 1911-Й

 Водный спорт в Москве.

Фот. С. И. Манухина.
Подписи:

 Л. В. Шмидт, единственная сейчас в Москве спортсменка, ездящая на одиночке-клинкере.
Председательница спортивного кружка моск. высших женских курсов А. С. Четверикова.
Дамская команда четверки, с успехом выступающая на гребных гонках на Москве-реке.
Участники состязания в плавании поперек Москвы-реки. Четвертый слева — г. Кукушкин, приплывший первым.


Русская велосипедистка. Журнал Русский спорт, № 31 от 29 июля 1912 года.

Всероссийская Гигиеническая выставка, открывшаяся 7 июня 1913 года в Петербурге, в Малом Петровском парке. Из журнала «Нива»  № 30, 1913 год.


Часть статьи о физической культуре, формировании здорового образа жизни  среди учащейся молодежи:



 
Александр Алехин и Хосе Рауль Капабланка за шахматной партией.
Санкт-Петербург, 1914 год

 

Делегация сборной Российской империи на открытии Олимпийских игр 

1912 года.


 

 Фехтование. Поединок Россия -Швеция. Олимпийские игры 1912 год.



Николай Александрович Панин-Коломенкин (1872 - 1956).
Олимпийский чемпион и серебряный призер Олимпийских игр 1908 года по фигурному катанию. Серебряный призер Олимпиады 1912 года в стрельбе. Серебряный призер чемпионата мира (Петербург, 1903 год). Призер чемпионатов Европы по фигурному катанию - серебряный (Варшава, 1908 год) и бронзовый (Давос, 1904 год). Пятикратный чемпион России по фигурному катанию. Двенадцатикратный чемпион России по стрельбе.

 

Сборная Российской империи по футболу на Олимпийских играх 1912 года в Стокгольме.

Первая Российская Олимпиада в Киеве, длившаяся с 20 по 30 августа 1913 года. Журнал "Природа и Люди", № 52, 1913 год.

Первая Российская Олимпиада в Киеве, длившаяся с 20 по 30 августа 1913 года. Журнал "Природа и Люди", № 52, 1913 год.

Журнал "Природа и Люди", № 52, 1913 год.



Футбольная команда детей служащих Никольской мануфактуры. Орехово-Зуево. 1910-е годы.
(источник) 

24 октября 1897 года - в Санкт-Петербурге состоялся первый в России футбольный матч. В этот день 120 лет назад на плацу Первого Кадетского корпуса в Санкт-Петербурге встретились команды Василеостровского общества футболистов (ВОФ) и Кружка любителей спорта КЛС, или просто «Спорт». Василеостровцы выиграли со счётом 6:0.



Футбольная команда ярославской гимназии. 1912-1913 годы.

Члены футбольной команды города Углича. 1912-1913 годы.


Из собрания Ярославского музея-заповедника.


Первый национальный олимпийский комитет России - Российский олимпийский комитет (РОК) - появился еще в 1911 году. Его возглавил общественный и спортивный деятель Вячеслав Срезневский. 
В 1917 году РОК, как и другие организации, объявленные большевиками буржуазными, был упразднен. 

И только 23 апреля 1951 года Олимпийский комитет в СССР был образован снова, как общественная организация, представлявшая советский спорт в международном Олимпийском движении.  Вплоть до 1952 в Олимпийских играх СССР не участвовал.



***

 

 

До революции Россия традиционно была одной из самых трезвых стран Европы. 


По потреблению алкоголя на душу населения по сравнению с другими государствами Европы, Россия занимала скромное, среди последних, место. В конце XIX века наша страна по потреблению спирта была на предпоследнем месте, пропустив далеко вперёд Францию, Швецию, Данию, Голландию, Германию и других. 

Мы стояли на предпоследнем месте в мире по душевому потреблению алкоголя в течение трёх столетий с XVII до начала XX века.

 

 

"Алкоголизм и защита от него",  "Die Trunksucht und ihre Abwehr" von Abraham Baer und Benno Laquer, 1907. Издательство Urban & Schwarzenberg, в Берлине, Германия и Вене, Австрия.

 

Как следует из книги, потребление 50%-го алкоголя на душу населения в Европе в 1894 году было таковым:


Дания - 15 лтр.
Венгрия - 11 лтр.
Австрия - 10 лтр.
Бельгия - 9,98 лтр.
Голландия - 8,91 лтр.
Германия - 8,82 лтр.
Франция - 8,09 лтр.
Швеция - 7,0 лтр.
Швейцария - 5,81 лтр.
Россия - 4,68 лтр.
Англия - 4,5 лтр.
Норвегия - 3, 18 лтр.

 

 

В период правления Николая II торговля водкой была ещё более упорядочена: регламентированы время и место торговли, открыты казенные винные лавки. Водка продавалась в фасованном виде в бутылках. Заметно повысилось ее качество и улучшилось обслуживание посетителей в питейных заведениях. Потребление алкоголя в стране сократилось в несколько раз. Снизилось число нарушений общественного порядка, прогулов, повысилась производительность труда на промышленных предприятиях.


 

Миф о пьянстве на Руси

 

*** 

 

 

 Масштабы благотворительности в Российской империи поражают.  Подробнее мы описали и привели множество фотографий тут:


***

 

По темпам промышленного производства Российская 

 

империя к 1914 году вышла на 1-е место.

 

 

  
Владивосток в недалеком будущем. Дореволюционная открытка.

 И это не было фантастикой, в Российской империи в те годы разрабатывались уникальные проекты, и многие идеи на десятилетия опережали свое время.   



"Подвесная электрическая дорога". Проект инженера Ипполита Владимировича Романова. Из журнала "Нива", № 30, 1900 года.



В начале века Россия обладала крупнейшими предприятиями по производству резиновых изделий в Европе. За высокое качество продукции предприятия удостаивались наград на всемирных и всероссийских выставках. Российские изделия продавались по всей Европе с пометкой «признаны лучшими».

Российские резиновые мануфактуры «Проводник» и «Треугольник» были одними из крупнейших производителей шин, по их производству они занимали второе и третье места в мире, уступая только французской компании «Мишлен» и имели торговые отделения на всех континентах. Этим предприятиям было предоставлено право изображения Государственного герба на своих изделиях и вывесках. Российский герб и «Made in Russia» на продукции признавались гарантией качества во всем мире. Русские шины считались в те времена по праву лучшими в мире и пользовались огромным успехом.








Автомобильные шины, произведенные в Российской империи — одни из лучших на мировом рынке начала XX века



*** 



Авиатор. Российская империя. 

 Журнал "Природа и Люди", № 15, 1913 г.

3 декабря 1870 года было создано Русское общество воздухоплавания. А через пять лет Дмитрий Менделеев на заседании Русского физико-химического общества предложил свой проект аэростата с герметически закрывающейся гондолой для высотных полетов. В 1880 году по его инициативе при Русском техническом обществе был создан воздухоплавательный отдел.
Возникновение воздухоплавательного и самолетостроения в России связано и с организацией в 1908 в Петербурге Всероссийского аэроклуба (имел отделения на Дальнем Востоке, в Иркутске, Оренбурге, Нижнем Новгороде). В 1910 году на международной авиационной неделе в Петербурге Н. Е. Попов установил мировые рекорды продолжительности (2 ч 04 мин) и высоты (600 м) полётов. В 1911 состоялся перелёт из Петербурга в Москву за 1 день (участвовало 12 лётчиков, победитель А. А. Васильев). До 1914 года русские лётчики установили 10 мировых рекордов продолжительности, дальности и высоты полётов.



 Иллюстрированый журнал литературы, политики и современной жизни "Нива" № 27, 6 июля, 1913 года.

 

Журнал "Природа и Люди", № 45, 1913 г.




В 1911-1913 годах был создан "Русский Витязь" - ПЕРВЫЙ В МИРЕ четырёхмоторный самолёт, который дал начало тяжёлой авиации. Создан Игорем Ивановичем Сикорским (1889—1972) в качестве опытного самолёта для стратегической разведки. Предусматривалось размещение как двух, так и четырёх моторов.
2 августа 1913 года был установлен мировой рекорд продолжительности полёта - 1 час 54 минут. Самолёт был рассчитан на безостановочный перелёт до 2.500 вёрст.  Позже, в результате доработки появился "Илья Муромец" - ставший ПЕРВЫМ В МИРЕ пассажирским самолётом.


Биплан "Илья Муромец" на понтонах. 1914 год.

    Разработку вертолёта ученый-авиаконструктор Игорь Сикорский начал ещё в дореволюционной России, а реализовал его в жизнь уже будучи в эмиграции в США. 

 

Международная выставка новейших изобретений, при участии Всероссийского Аэро-Клуба в Михайловском Манеже. Апрель-Июнь 1909 года.




*** 



Электросварка, токарно-винторезный станок, паровой двигатель, телеграф, электрическая лампочка, электромотор, комбайн, трактор, гусеничный ход, первый в мире стереофотоаппарат,  наркоз, гипс, парашют, противогаз и многое другое - было уже изобретено в Российской империи. Разрабатывались вертолет (Сикорский), отечественный автомобиль, танк (Лебедев и другие), телевизор (Зворыкин), готовился проект гидроэлектростанций ( позже стал называться ДнепроГЭС ). В 1903 году  император Николай II дал старт разработке проекта строительства моста в Крым. К проектированию были подключены лучшие российские инженеры, которые к 1910 году разработали проект Керченского переезда, реализации которого помешала Первая мировая война. 

Въезд в тоннель на водоразделе океанов на Забайкальской ж.д. (раскрашенное фото на открытке тех лет)

19 мая 1891 года во Владивостоке началось строительство крупнейшего железнодорожного проекта в истории — Транссибирской магистрали. Начался настоящий бум железнодорожного строительства по всей стране. Ни до, ни после царствования Николая II таких темпов работ в России не наблюдалось — только за период 1894—1904 гг. было построено 28 тысяч километров железных дорог, то есть в среднем по 2,8 тысячи километров в год. Магистраль должна была дать толчок развитию Сибири и дальневосточных окраин, способствовать созданию новых рабочих мест в этих регионах, экономическому росту, оборонной безопасности Дальнего Востока.

 

 Журнал "Природа и люди" № 29, 1914 года. Часть статьи.



Харьковский технологический институт императора Александра III.Группа студентов с профессором электротехники П.П.Коп. 1900 год


Новая московская телефонная станция, первая в мире по техническому оборудованию. Из журнала "Нива"№20, 1914 год.

 

*** 

 

Проект Московского Метрополитена с чертежами. 1902 год.


Проект Московского Метрополитена. 1902 год

 

 Проект Московского Метрополитена. Вид пассажирской станции. 1902 год.


В 1901-1902 годах в столице Российской Империи Санкт-Петербурге начался настоящий бум проектирования метро, сразу несколько инженеров предложили свои проекты метрополитена.

 

Проект станции "Николаевский вокзал" (современные площадь Восстания и Московский вокзал).

Проект станции "Виндавский вокзал". На заднем плане - здание Варшавского вокзала, ныне не действующего

  ***

 

  ПЕРВЫЙ В МИРЕ гусеничный трактор с двумя паровыми машинами был построен и испытан в 1888 г. русским изобретателем Ф.А. Блиновым, получившим патент на гусеничный ход в 1879 г. В 1889 г. Ф.А. Блинов демонстрировал работу своего трактора на Саратовской выставке. Еще ранее ценные изобретения по гусеничному ходу были сделаны Д.А. Загряжским (1837), разработавшим «экипаж с подвижными колеями», и С. Маевским, создавшим в 1876 г. конструкцию гусеничного тягача с коробкой передач для изменения скорости движения.В 1893—1895 гг. Я.В. Мамин, ученик Ф. А. Блинова, создал самоходную колесную тележку с нефтяным двигателем внутреннего сгорания, которая явилась прообразом современного трактора.

Занимающийся после Ф.А. Блинова конструированием так называемого "русского трактора" Я.В. Мамин закончил в 1911 г. постройку трех моделей колесных тракторов с четырехтактными бескомпрессорными дизелями мощностью 20, 30 и 60 л. с..


Тракторостроение как отрасль промышленности существует в мире лишь с 1917 г., когда на заводах Форда в США началось массовое производство тракторов. 

 

 

 

Коломенский  завод был основан в 1863 году вблизи города Коломны военным инженером А. Е. Струве под названием «Механический и литейный Завод инженеров братьев Струве». На заводе в Коломне построены: первый русский трёхосный паровоз серии Т (1870 год), ставший первым локомотивом и для самого завода, первое в мире судно с дизельной установкой — буксир "Коломенский дизель" (1907 год). За высокое качество продукции, представленной на промышленной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге, завод получил право в дальнейшем маркировать свои изделия государственным гербом Российской империи. Продукция завода была удостоена высших наград (Grand-Prix) на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и Всемирной выставке в Милане в 1906 году.



Продукция Коломенского машиностроительного завода с гербом Российской империи.  Паровой дорожный каток. 1910-1912 г.г.

 

 

Дорожный каток с дизельным двигателем. 1910-1912 г.г.


 



Паровой каток Брянского завода. 1904 год.





 К 1913 году Россия стала МИРОВЫМ ЛИДЕРОМ по  производству основных видов зерновых культур.









***

 

 

 

 

Иван Фёдорович Александровский является создателем  торпеды (1865) и первой в отечественном флоте подводной лодки с механическим приводом (1866), в котором рабочим телом служил сжатый воздух. Сооружавшаяся три года подводная лодка была спущена на воду 8 июня 1866 года.


 

Российская подводная лодка "Львица" , например, была заложена 3 июля 1914 года на Адмиралтейском заводе. Полностью готовый корпус был в разобранном виде перевезён в Ревель, где на заводе "Ноблесснер" лодку достроили. Спуск на воду состоялся 10 октября 1915 года, 14 апреля 1916 года лодка вступила в строй и вошла в состав 2-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря.

 

При Николае II было построено свыше 70 подводных лодок за 14 лет, а к 1914 году Российская империя располагала первым по численности подводным флотом (78 лодок), в то время как Англия, занявшая второе место, имела 77.

 

 

Подводная лодка "Морж"

 

Подводная лодка "Акула" на стапеле. Рядом корабельный инженер Бубнов.


«Волхов»— морское вспомогательное судно ВМФ России, спасатель подводных лодок (в 1922 г. переименован в "Коммуна". В настоящее время данное судно является старейшим в мире, находящимся в реально действующем строю военного флота. Находится в составе Черноморского флота. Прошло модернизацию, оборудовано подводным роботом Seaeye Panther Plus.


Проект был разработан в 1911 году, а уже к 1913 году судно, получившее имя «Волхов», было спущено на воду, в 1915 введено в эксплуатацию. При строительстве использовалась особая ковкая корабельная путиловская сталь, метод изготовления которой впоследствии был утрачен. Благодаря этой стали, даже через сто лет после спуска на воду корпусные конструкции корабля находятся в отличном состоянии.



Проект Путиловского завода оказался лучшим из представленных на конкурс. В результате завод получил 30 декабря 1911 года наряд № 3559 отдела общих дел ГУК (Главного управления кораблестроения). Заказ был принят к исполнению 25 января 1912 года. В контракте оговаривалось, что все узлы и механизмы должны быть российского производства, и за границей можно приобрести только те предметы и материалы, которые в России не изготавливались. Поставщиками оборудования и механизмов для судна стали Общество Сормовских заводов, Механический завод "Роберт Круг" (Санкт-Петербург), Русское общество "Всеобщая компания электричества" (Рига), Общество Русских Смеловских Заводов и другие российские фирмы.


Схема подъема L-55 


29 октября 1898 года в России спущен на воду первый в мире ледокол «Ермак», способный  форсировать тяжелые льды двухметровой толщины.

В 1899 году ледокол «Ермак» участвовал в спасении броненосца «Генерал - адмирал Апраксин», который сел на мель в районе острова Гогланд. Тогда же впервые в мире было применено изобретение русского ученого Александра Попова - радиотелеграф. Благодаря связи судовой радиостанции со станцией в селении Котка на берегу Финского залива была спасена группа унесённых на льдине рыбаков.



Перевозка железнодорожных вагонов на ледоколе "Байкал". КБЖД, 1904-1911. На нижнюю палубу помещалось 25 вагонов, включая паровоз (целый состав) в три ряда. На главной палубе располагались пассажирские каюты.

Ледокол "Байкал"

 ***


 

Машинный зал Гиндукушской ГЭС мощностью 1,35 Мвт на р. Мургаб ,Туркмения. Фотография 1911 года, С.М.Прокудин-Горский.   Её строительство завершилось в 1909 году.

   

 

Идея строительства, например, Шатурской ГРЭС возникла ещё до революции. Место для ее строительства было выбрано в 1914 году Р. Э. Классоном по причине богатых залежей торфа. В марте 1917 года Московская городская управа поручает И. И. Радченко и А. В. Винтеру начать подготовку строительства электростанции на Шатурских торфяных болотах, однако в связи с последующими событиями в истории страны работы были приостановлены.  На митинге в 1925 году ей было присвоено название Шатурская ГРЭС имени Ленина.

Первая электростанция (блок-станция) в России была построена на Сормовском машиностроительном заводе для питания осветительных установок в 1876 г. В 1892 году состоялся пуск Зыряновской ГЭС на Рудном Алтае. Это была одна из первых ГЭС на территории Российской Империи, причем построенная отечественными специалистами. В 1892 была запущена гидростанция на р. Охта, построенная Чиколевым и Классоном. Крупнейшая в России электростанция однофазного тока на 800 кВт была построена на Васильевском острове в Петербурге в 1894 г. под руководством инженера Н.В.Смирнова.

11 мая 1903 года вблизи Ессентуков было заложено здание первой в России промышленной гидроэлектростанции "Белый Уголь". Уникальность этой ГЭС еще и в том, что именно здесь впервые в мире была осуществлена параллельная работа двух электростанций – дизельной Пятигорской тепловой электростанции и ГЭС "Белый Уголь". Таким образом, специалистами Российской империи в 1913 году была создана первая в мире энергетическая система. В дальнейшем принцип параллельной работы был использован в плане ГОЭЛРО, при создании единой энергетической системы СССР, и до сих пор он заложен в основу всех ныне существующих энергосистем мира.
Всего, по данным министерства земледелия, в Российской империи на 1916 год, было построено уже 24 гидроэлектростанции.

 

 

Курсы электротехники для средних технических училищ. 1908 год.


Курсы электротехники для средних технических училищ. 1908 год.

 

Электрическое освещение и электротехника. 1908 год.


Подробнее:
Учебник "Курс электротехники для средних технических училищ". 1908 год.



Когда в действительности началась электрификация страны.



 ***

 

8 июня 1909 в России начато серийное производство автомобилей – на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге.

 

 Реклама русских автомобилей.

 

Ссылка : Очень интересный очерк о надежности русского автомобиля: На русском автомобиле по Африке в 1913 году. Автопробег на 20 тыс.км по Европе и Африке.




 Руссо-Балт С24/40 Кегресс . 1913 год.

         

В 1918 году завод национализирован и постановлением Совета Народных Комиссаров переименован в Первый государственный бронетанковый завод. В 1922 году было выпущено 4 или 5 автомобилей «Руссо-Балт» под названием «Промбронь». В следующем году завод был передан в концессию фирме «Юнкерс», где был начат выпуск самолетов Ю-20, Ю-21 немецких военно-воздушных сил - Люфтваффе.

  

 

Русский автомобильный завод И.П. Пузырева. 1912 год.



Пузырев о своих целях:

"Первая — поставить дело так, чтобы русское производство не было бы только названием, а было бы действительно русским производством, т.е чтобы создаваемый завод вырабатывал абсолютно все автомобильные части, при этом из русских материалов, русскими рабочими, под руководством русских инженеров.
Вторая — постепенно создать и выработать тип специального русского автомобиля, отвечающего требованиям передвижения в России, применительно к особенностям наших путей сообщений"



Автозаводы Российской Империи.


***


Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка в Екатеринбурге. Журнал "Нива" № 42,  1887 год.


Русский Павильон на всемирной Парижской выставке 1878 года.

Международные универсальные выставки ведут свою историю с Лондонской экспозиции 1851 года, на которой Русский отдел получил высокое признание. На парижской выставке 1878 года Россия продемонстрировала настоящий технологический прорыв: сварочный аппарат Николая Бенардоса, позволявший соединять металлы с помощью электрической дуги, и лампу накаливания Павла Яблочкова.



Всемирная выставка в Копенгагене. Вход в Русский Павильон. Еженедельный литературно художественный журнал Север №24  1888 года.



Русский Павильон на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

На Парижской выставке 1900 года приняло участие уже около 2,5 тыс. российских производителей.
В разделе электротехники были представлены первые русские телефонные аппараты и первый действующий прообраз радио, который лично представлял его изобретатель Александр Попов (удостоенный золотой медали за развитие радиосвязи).
Русский инженер Лавр Проскуряков получил Золотую медаль выставки от специального комитета во главе с Густавом Эйфелем . Медаль была присуждена за проект Красноярского железнодорожного моста.  Большое впечатление произвела экспозиция Министерства путей сообщения по проекту художника Пясецкого, посвященная Транссибирской магистрали, — Транссибирская железнодорожная панорама. Публика проходила в вагоны с имитацией движения поезда, из которых они могли наслаждаться российскими пейзажами, менявшимися с помощью особого механизма. В конце "пути" посетители выходили в дверь с обратной стороны и попадали в Китайский отдел. Этот аттракцион был отмечен высшей наградой Гран-при.
Вместе с тем Гран-при были присуждены крымскому шампанскому завода "Новый Свет" князя Голицына, шоколаду товарищества "Эйнем" (сегодня – фабрика "Красный Октябрь") и экспозиции Прохоровской мануфактуры, рассказывавшей о строительстве жилья для рабочих (названной позже большевиками "Пролетарский авангард")


Русские деревянные павильоны Ф.Шехтеля в Глазго, 1901 год.

Журнал "Зодчий" №1, 1902 год.


***
 

С 1890 по 1913 г.г., объем продукции тяжелой промышленности вырос В 7 раз. Это и была настоящая индустриализация, как и индивидуализация - передача земельных наделов в частную собственность крестьян, на льготных условиях, для того чтоб стимулировать людей работать на себя и развивать аграрный сектор, создавая настоящие фермерские хозяйства.

Развитие страны шло естественным путем, и должно было уже к 1920 г.г. принести свои плоды.  После же цветной "красной" революции большевиков произошла деиндустриализация, разрушение аграрного сектора, упадок производства, и как следствие - повальное обнищание населения и голод 1920 г.г.

Большевики любили называть дореволюционную Россию "отсталая". Но именно Октябрьская революция и Гражданская война в самом деле надолго превратили Россию в "отсталую страну". К 1921 году промышленное производство сократилось в семь раз. Индустриализация состоялась лишь десятилетиями позже, с Гулагами, Волголагами,  принудительными колхозами и прочими подобными "достижениями".

В 1900 году, например, Путиловский завод, выдаваемый большевиками за достижение советской индустриализации, занял первое место по выпуску среди русских металлургических и машиностроительных заводов, а в Западной Европе уступал лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии.

К 1900 году средний рабочий день в обрабатывающей промышленности составлял в среднем 11,2 часа, а к 1904 не превышал уже 63 часов в неделю (без сверхурочных), или 10,5 часа в день. Таким образом, за 7 лет, начиная с 1897 г., 11,5-часовая норма декрета на деле превратилась уже в 10,5-часовую, причем с 1900 по 1904 г. эта норма ежегодно падала примерно на 1,5%. В 1908 году на фабриках Московской губернии средний рабочий день составлял 9,5 часов. Средний рабочий день по Петроградской губернии  к началу 1917 года снизился уже до 8,4.

В  1900 году рабочий день в Австралии равнялся 8 часам, Великобритании — 9, США и Дании — 9,75, Норвегии — 10, Швеции, Франции, Швейцарии — 10.5, Германии — 10.75, Бельгии, Италии и Австрии — 11 часам.


Однако использование рабочего времени определяется не только продолжительностью рабочего дня, но и числом рабочих дней в году.

В дореволюционное время у рабочего было значительно больше праздников – число праздничных дней в году составляло 45.





Неприсутственные (нерабочие) дни на 1916 год.

 Особо следует заметить, что нерабочими субботы стали лишь с 7 марта 1967 года. 


Для сравнения: 
Праздничные дни с 24 сентября 1929 г:

Постановление СНК СССР от 24.09.1929 "О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю".

Вместо "праздников" вводился термин "революционные дни":

22 января — "день памяти 9 января 1905 года и памяти В. И. Ленина"
1 и 2 мая — "дни Интернационала"
7 и 8 ноября — "дни годовщины октябрьской революции"

"Празднование остальных революционных событий производится без освобождения рабочих и служащих от работы. В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях".

Шестидневная рабочая неделя и 5 праздничных дней в году.



Нерабочие дни с 5 декабря 1936 г.:

22 января — день памяти В. И. ЛЕНИНА и 9 января 1905 г.
1—2 мая — дни боевого праздника международного пролетариата
7—8 ноября — XXIV годовщина Великой Октябрьской социалистической революции в СССР
5 декабря — Всенародный праздник — день Сталинской Конституции СССР

Шестидневная рабочая неделя  и 6 праздничных дней в году.



С 7 октября 1977 г. :
Закон СССР от 15.07.1970 "Об утверждении Основ законодательства Союза СССР и союзных республик о труде" с изменениями и дополнениями, внесёнными Законом СССР от 07.10.1977 г.

1 января — Новый год
8 марта — Международный женский день
1 и 2 мая — День международной солидарности трудящихся
9 мая — День Победы
7 октября — День Конституции СССР
7 и 8 ноября — годовщина Великой Октябрьской социалистической революции 


***


В 1903 году появились "Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев, а равно членов их семей, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горно-заводской промышленности". Данный закон устанавливал полную ответственность работодателей перед работниками при несчастных случаях на производстве. При временной утрате трудоспособности рабочим уплачивали 1⁄2 среднего заработка, при наступлении инвалидности — 2⁄3 среднего заработка. В случае смерти рабочего его деньги получали вдова и дети.





23 июня 1912 года был принят закон Российской империи — "Об обеспечении рабочих на случай болезни". Закон предусматривал получение рабочими выплат в случае временной нетрудоспособности и обязывал предпринимателей организовывать для рабочих бесплатную медицинскую помощь. Для накопления необходимых средств создавались больничные кассы — независимые общественные организации, управляемые самими застрахованными.
По поводу законов Российской империи о "социальном страховании рабочих", президент США Уильям Тафт на встрече с промышленниками из России публично заявил: "Ваш император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может".
Начиная с царствования Александра III были созданы разного рода пенсионные кассы отдельных ведомств и учреждений, работники которых не были охвачены общими государственными пенсиями. С 1888 года закон регулировал пенсионные кассы на частных железных дорогах (создававшиеся ещё с 1860-х годов), с 1894 года были учреждены пенсионные кассы на казённых железных дорогах; эти кассы в равной мере охватывали и служащих, и рабочих. В 1900 году были учреждены пенсионные кассы для народных учителей и учительниц. Широкое распространение имели и земские пенсионные кассы, страховавшие весьма широкий круг наёмных земских служащих; деятельность этих касс была урегулирована законом в 1900 году.
В 1897 году был издан рамочный закон, устанавливавший общие требования к пенсионным кассам любых частных предприятий; закон носил ограничительный характер, требуя от предпринимателей полной гарантии состоятельности кассы.
Из пенсионных касс (выплачивавших, как правило, пенсии и по выслуге лет, и по инвалидности), рабочие и служащие получали пособие по болезни за счёт предприятий и учреждений. Это пособие не получало никакого отдельного оформления, во время болезни работник просто продолжал получать обычное жалованье.

С  1917 до  1928 года пенсии по  старости не  выплачивались, они были отменены. В  1928 году выплачивались пенсии только отдельным категориям рабочим (горнозаводской и  текстильной промышленности). Служащим пенсии начали выплачиваться только в  1937 году. После 1917 года, ушедшие по  возрасту служащие в  течение более 20 лет пенсии вообще не  получали. Размеры пенсий были очень маленькими вплоть до  1956 года.


1915 год. Страховой полис. Помощник машиниста Ветров Иван Иванович в возрасте 25 лет застраховал свою жизнь на 30 лет. Сумма полиса – 600 рублей.


Сберегательная касса Северо-Западных железных дорог. Квитанция выданная путевому сторожу Яну Рецольду 5 августа 1916 года. 
Извлечение из положения о сберегательно-вспомогательной кассы:
"Участник кассы, оставляющий службу, получает единовременно весь капитал, значащийся в день оставления им службы, на его счету по сберегательному фонду кассы. В случае же смерти участника кассы капитал этот выдается лицам, которые были им при жизни указаны, в особом письменном заявлении, засвидетельствованном полицией, нотариусом или мировым судьей и поданным в кассу. при отсутствии же такового заявления, капитал переходит к законным наследникам участника."







Рабочие Донбасса.  Краматорск. 1910-е годы.

 

 

   Рабочее поколение. Оружейный мастер А. П. Калганов с сыном и внучкой, 1910. Златоуст. Из собрания С. М. Прокудина-Горского

 


Ремонтные рабочие Забайкальской железной дороги, станции Паньковка,  3-го уч., 21-е рабочее отделение. 1916 год. На свадьбе.
Сидят (слева направо):
Жених Андрей Белов.
Рем. рабочий  Григорий Васильев Артюк
Артельный старшина Г.М. Мерзлин

Стоят (слева направо):
Рем. рабочий Бекмурза (отчество неразборчиво) Бекмурзаев
Плотник Игорь Беляев
Рабочий Максим Федоров Ткаченко
Рабочий Федор Прокофьев Коломеец

 

Семья Шишкина Тимофея Ивановича - слесаря Ярославской Большой Мануфактуры. Ярославль, 1909 г. (Фотовыставка Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника).

Семья Кузнецова С.И. - рабочего Норской мануфактуры в Ярославле. 1900 г.г. (Фотовыставка Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника).


Февраля 8 дня 1916 года.№ 1537

Село АлександровскоеПетроградъ. 

Удостовѣреніе. 

Сіе выдано мастеровому Замочно-Прицѣльной мастерской Петру Казарину в томъ, что въ 6-ой день декабря 1915 года, согласно удостоенія Комитета о службѣ чинов Гражданскаго Вѣдомства и о наградахъ, ему ВСЕМИЛОСТИВѢЙШЕ пожалована ГОСУДАРЕМЪ ИМПЕРАТОРОМЪ серебряная медаль на Станиславской лентѣ для ношенія на груди съ надписью "За усердіе"




Выходец из крестьян села Рыбацкое, Петр Александрович Казарин, рожд. 28.01.1878 года, рабочий Обуховского Сталелитейного Завода, в 1903 году  купил участок и построил дом по ул. 3 линия (ул.3-й Пятилетки). При доме были огород, большой сад, пасека. Участок вокруг дома был ухоженным – Петр Александрович слыл заядлым садоводом, занимался разведением цветов.



(Краеведческое издание "Люди земли Рыбацкой". 2012 год)



Подробнее:



Училище при фабрике Красильщиковых (обучение 5 лет). Построено в 1903 г. г Родники.

 

Принимая во внимание, что школа являлась основной формой обучения, Красильщиковыми в 1903 году было построено двухэтажное каменное здание двухклассного училища (пятилетнее обучение), с квартирами для 11 учителей, на что было затрачено 90 тысяч рублей. Училище имело учительскую библиотеку, библиотеку для учащихся и отдел пособий. Оно снабжалось бесплатными учебниками, пособиями для учителей и учащихся и книгами для чтения. В 1912 году в училище обучалось уже 450 человек, из них окончило обучение по полному курсу 130 мальчиков и девочек.

 

 

Фабричная школа Товарищества мануфактур Я.Лабзина и В.Грязнова в Павловском Посаде.




 

 Школа (старшее отделение) при фабриках Товарищества мануфактур Ивана Коновалова с сыном. Село Бонячки Кинешемского уезда Костромской губернии. Фото Павлова П.П. 1910-е гг.

 

 

  Жилой дом для рабочих при Прохоровской "Трёхгорной мануфактуры" . 1900-1904 гг.

 


 Рабочий городок Товарищества по борьбе с жилищной нуждой. Жильцы нового дома.  Фотоателье К. Буллы. 27 октября 1906 года.  
Петербург, Гаванская ул., 71, корп. 1.


  Посёлок "Сашино" для рабочих фабрик Товарищества мануфактур Ивана Коновалова с сыном. Село Бонячки Кинешемского уезда Костромской губернии. Фото Павлова П.П. 1910-е гг.

 

 

Жильё рабочих по Мурманской железной дороге. С.М. Прокудин-Горский, 1916 год.


С. М. Прокудин-Горский. Жилые заводские постройки. Ковжинский лесопильный завод. 1909 год.

С. М. Прокудин-Горский. Железнодорожный рабочий поселок у станции Масельская. 1916 год

 

 Общий вид московского отделения Инвалидного дома императора Александра II для железнодорожных служащих. Красновидово. Московская губ. 1901 год.



Дом особняк для старших служащих фабрики. село Бонячки. 1910-е гг.


Столовая в убежище имени А.П.Коновалова для хроников и престарелых рабочих. Село Бонячки Кинешемского уезда Костромской губернии. Фото Павлова П.П. 1910-е гг.


подробнее о рабочик городках и поселках:

Рабочие городки и поселки в Российской империи.


Больница для рабочих Кренгольмской мануфактуры, построенной по проекту арх. А.И. Владовского в честь 300-летия Дома Романовых. Закладка состоялась в июне 1911 года, в 1913 году больница была уже открыта.

 Общий вид больницы, родильного приюта и корпуса для врачей при фабриках Товарищества мануфактур Ивана Коновалова с сыном. Село Бонячки Кинешемского уезда Костромской губернии. Архитекторы Адамович В.Д. и Жолтовский И.В. Фото Павлова П.П. 1910-е гг.

Главный больничный корпус для рабочих при фабриках Товарищества мануфактур Ивана Коновалова с сыном .

Операционная в больнице при фабриках Товарищества мануфактур Ивана Коновалова с сыном. Село Бонячки Кинешемского уезда Костромской губернии. Фото Павлова П.П.

1910-е гг.


Родильный дом при фабриках Товарищества мануфактур Ивана Коновалова с сыном.
Село Бонячки Кинешемского уезда Костромской губернии. Архитекторы Адамович В.Д. и Жолтовский И.В. Фото Павлова П.П. 1910-е 


подробнее:

Больницы для рабочих в Российской Империи.



Из всех статей бюджета, расходы земств на медицинское обеспечение народа стояли на первом месте. На втором месте были расходы на народное образование .

В 1910 году на медицинскую часть было ассигновано 28,4 % общеземского расходного бюджета.

"Доходы и Расходы земств 34-х губерний по сметам на 1910 год". Разработано в Статистическом Отделении Департамента Окладных сборов. Санкт-Петербург. 1912 год.

Иллюстрированный журнал науки, искусства и литературы "Природа и Люди"  № 47, 1913 года. Из статьи " Всероссийская гигиеническая выставка в С.-Петербурге".


***




 Итог всем достижениям Российской империи, трудам нашим предкам, которые своими руками строили эту огромную страну, осваивали необъятные просторы, был подведен в 1927 году, на празднование 10-летия Октябрьской революции.

Итак, по высказываниям т.н. "мирового пролетариата", съехавшего в 1927 году в Москву на празднование своей Победы -

 дореволюционная Россия была "тёмной", с 80% неграмотного населения, с бесправными женщинами и что достижения СССР на 1927 год являются достижениями не русских а международного пролетариата!




Статьи из газеты "Правда", от 12 Ноября 1927 года. (книга "Шаги Советов", 1979 год)

***


Комментарии

  1. Спасибо за такую информацию.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень познавательно, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. Даже сейчас многие не знают достижений дореволюционной России, а многие и знать не хотят, следствие русофобской пропаганды большевиков.

    ОтветитьУдалить
  4. Изумительный и очень правдивый, документально подтвержденный текст! Благодарю сердечно )

    ОтветитьУдалить
  5. Отличный текст!!!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий