Продолжительность рабочего дня в Российской империи.
Семья Шишкина Тимофея Ивановича — слесаря Ярославской Большой Мануфактуры. Ярославль, 1909 г. (Фотовыставка Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника).
В начале XX века в России, в эпоху начавшейся индустриализации и интенсивного роста количества рабочих, возросла необходимость совершенствования медицинского обслуживания рабочего населения и создания медицинских учреждений при заводах и фабриках. Продолжительность рабочего дня в Российской империи обсуждалась на всех уровнях, и для рабочих был введен нормированный рабочий день, страхование от несчастных случаев на производстве, на предприятиях были организованы пенсионные кассы.
Возросла и необходимость доступности жилья, компактного, недорогого, достойного — автономных городков с размещавшимися в них всеми необходимыми услугами, такими как детские сады, столовые, прачечные, школы, клубы и прочие удобства. Стали возводиться рабочие поселки — города-сады.
В 1903 году появились «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев, а равно членов их семей, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горно-заводской промышленности». Данный закон устанавливал полную ответственность работодателей перед работниками при несчастных случаях на производстве. При временной утрате трудоспособности рабочим уплачивали 1⁄2 среднего заработка, при наступлении инвалидности — 2⁄3 среднего заработка. В случае смерти рабочего его деньги получали вдова и дети.
23 июня 1912 года был принят закон Российской империи — «Об обеспечении рабочих на случай болезни». Закон предусматривал получение рабочими выплат в случае временной нетрудоспособности и обязывал предпринимателей организовывать для рабочих бесплатную медицинскую помощь. Для накопления необходимых средств создавались больничные кассы — независимые общественные организации, управляемые самими застрахованными.
Из пенсионных касс (выплачивавших, как правило, пенсии и по выслуге лет, и по инвалидности), рабочие и служащие получали пособие по болезни за счёт предприятий и учреждений. Это пособие не получало никакого отдельного оформления, во время болезни работник просто продолжал получать обычное жалованье.
К 1900 году средний рабочий день в обрабатывающей промышленности составлял в среднем 11,2 часа, а к 1904 не превышал уже 63 часов в неделю (без сверхурочных), или 10,5 часа в день. Таким образом, за 7 лет, начиная с 1897 г., 11,5-часовая норма декрета на деле превратилась уже в 10,5-часовую, причем с 1900 по 1904 г. эта норма ежегодно падала примерно на 1,5%. В 1908 году на фабриках Московской губернии средний рабочий день составлял 9,5 часов. Средний рабочий день по Петроградской губернии к началу 1917 года снизился уже до 8,4.
В 1900 году рабочий день в Австралии равнялся 8 часам, Великобритании — 9, США и Дании — 9,75, Норвегии — 10, Швеции, Франции, Швейцарии — 10.5, Германии — 10.5, Бельгии, Италии и Австрии — 11 часам.
Однако использование рабочего времени определяется не только продолжительностью рабочего дня, но и числом рабочих дней в году.
Число праздничных дней в дореволюционное время у рабочего в году составляло 45.
***
Продолжительность рабочего дня в Российской империи и заработная плата в промышленности.
Ежемесячное издание Общества заводчиков и фабрикантов Московского Промышленного района «Известия». №11-12, 1915 года.
Учет рабочей силы. 1915 год. Московский Промышленный район. Зарплаты и продолжительность рабочего дня в Российской империи.
Учет рабочей силы. 1916 год. Московский Промышленный район. Зарплаты и продолжительность рабочего дня в Российской империи.
Средний часовой заработок рабочего в копейках:
Продолжительность рабочего дня в Российской империи. 1916 год. Московский Промышленный район.
***
Объявления о поиске работниц на заводы Товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры «Треугольник» в Санкт-Петербурге. 1913 год. ЦГИА СПб. Ф. 1179. Оп. 11. Д. 579. Л. 15.
Проект дома для рабочих при фабрике Т-ва Российско-Американской резиновой мануфактуры в Петербурге. Журнал «Зодчий», №7, 1897 год.
***
Больница для рабочих Кренгольмской мануфактуры, построенной по проекту арх. А.И. Владовского в честь 300-летия Дома Романовых. Закладка состоялась а июне 1911 года, в 1913 году больница была уже открыта.
Подробнее:
Для сравнения: "Развитие рабочего времени в немецкой промышленности с 1800 по 1918 г.г." Источник :
***
Охрана жизни и здоровья рабочих в промышленности. Часть вторая. Выпуск 2. «Министерство торговли и промышленности, отдел промышленности.» Петроград, 1915 год.
Подробнее: Охрана жизни и здоровья рабочих в промышленности. 1915 год.
В 1903 году появились «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев, а равно членов их семей, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горно-заводской промышленности». Данный закон устанавливал полную ответственность работодателей перед работниками при несчастных случаях на производстве.
Статья 10 закона 1903 г. "О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев" предписывала:
"Независимо от вознаграждения, указанного в ст.5, владелец предприятия, если потерпевший не пользовался от него бесплатной врачебной помощью, обязан возмещать потерпевшему расходы по лечению впредь до излечения или до прекращения лечения. Возмещение это определяется по расчету платы, взимаемой в местных больницах (казенных городских или земских)."
***
Железнодорожные ремонтные рабочие Донбасса. Краматорск. 1910-е годы.
Фрагмент фотографии.
Ремонтные рабочие Забайкальской железной дороги, станции Паньковка, 3-го уч., 21-е рабочее отделение. 1916 год. На свадьбе.
Сидят (слева направо): Жених Андрей Белов. Рем. рабочий Григорий Васильев Артюк. Артельный старшина Г.М. Мерзлин
Стоят (слева направо): Рем. рабочий Бекмурза (отчество неразборчиво) Бекмурзаев. Плотник Игорь БеляевРабочий Максим Федоров ТкаченкоРабочий Федор Прокофьев Коломеец.
Рабочее поколение. Оружейный мастер А. П. Калганов с сыном и внучкой, 1910 год. г. Златоуст. Из собрания С. М. Прокудина-Горского.
Рабочие фабрики Павлова. Г. Шуя. 1890 г.
Семья Шишкина Тимофея Ивановича — слесаря Ярославской Большой Мануфактуры. Ярославль, 1909 г. (Фотовыставка Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника).
Семья Кузнецова С.И. — рабочего Норской мануфактуры в Ярославле. 1900 г.г. (Фотовыставка Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника).
Ракетная мастерская Шосткинского Порохового Завода. 15 августа 1917 год. Шосткинский пороховой завод входил в число крупнейших предприятий Глуховского уезда Черниговской губернии Российской империи.
Рабочие Самарского завода взрывчатых веществ. 1916 год
Путиловский завод. Пушечная мастерская.
Фото мастеровых и начальства Ижевского Оружейного Завода.
Мытищинская драматическая труппа рабочих . 1916 год.
Струнный оркестр рабочих и служащих чугунолитейного завода. Кыштым, 1913 год.
***
Промышленность Российской империи. Некоторые предприятия.
В начале века Россия обладала крупнейшими предприятиями по производству резиновых изделий в Европе. За высокое качество продукции предприятия удостаивались наград на всемирных и всероссийских выставках. Российские изделия продавались по всей Европе с пометкой «признаны лучшими».
Российские резиновые мануфактуры «Проводник» и «Треугольник» были одними из крупнейших производителей шин, по их производству они занимали второе и третье места в мире, уступая только французской компании «Мишлен» и имели торговые отделения на всех континентах. Этим предприятиям было предоставлено право изображения Государственного герба на своих изделиях и вывесках. Российский герб и «Made in Russia» на продукции признавались гарантией качества во всем мире. Русские шины считались в те времена по праву лучшими в мире и пользовались огромным успехом.
Из журнала «Автомобиль», 1911 год.
Из журнала «Автомобиль», 1911 год.
Перевод:
«Русские инженеры первыми пришли к теоретическому выводу, что узор «ёлочкой» с меняющимся направлением рисунка делает протектор не скользящим ( не буксующим ). Затем это было подтверждено на практике в бескрайних степях России, на ровных дорогах Англии и континентальной Европы, а также в горах Швейцарии и Испании.
Эти протекторы применялись на всех видах авто и в самых суровых условиях, какие только можно вообразить. И они действительно не скользят. Это свойство шин быстро сделало марку «Проводник Колумб» всемирно известной.
Это качественные автомобильные покрышки, изготовленные по принципу: «лучшее — это самое безопасное и самое дешевое» во всём, что относится к вождению автомобиля. Владельцы автомобилей самого высокого класса в Европе и Англии отдают предпочтение именно этим шинам.
Покрышки Проводник обладают эластичностью, превосходящей таковую у шин любой американской марки. Каждый слой волокон, использованных в их конструкции пропитан специальным образом с помощью чистого парафина, что придаёт сердцевине ту же эластичность, какой обладает поверхность протектора. Резиновый наполнитель между каждым слоем протектора соединяет все волокна воедино, тем самым больше увеличивая общую эластичность автомобильной покрышки.
Боковые стенки обладают значительной толщиной, а конструкция кромок такова, что шины Проводник не нуждаются в подрезке ( подгонке ). «
http://old-stationery.kanzoboz.ru/data/images/219_8490d |
***
Благодарю Вас за весьма ценную и познавательную информацию.
ОтветитьУдалитьВам спасибо за Ваш отзыв!
Удалить