Автомобильные шины, произведенные в Российской империи — одни из лучших на мировом рынке начала XX века
Победитель международных автомобильных гонок Кубка Тибидабо в Испании, автомобиль Benz 200 HP немецкой команды на русских шинах «Колумб — Проводник». 1914 год. (подробнее)
В 1901 году, русский химик Иван Лаврентьевич Кондаков, первым в мире сумел получить из диметилбутадиена ( под воздействием света и натрия в качестве катализатора ) полностью синтетический каучук, который использовался во многих отраслях, в особенности при производстве пневматических шин. Работы Кондакова повлияли на разработку метилового каучука в Германии Фрицем Хофманном в Bayer.
Кондаков также известен другими своими работами в области органической химии. В его честь названо ацилирование Кондакова.
В декабре 1894 года в Петербургском университете Кондаков защитил диссертацию на степень магистра химии по теме «О синтезе под влиянием хлористого цинка в ряду жировых соединений». В процессе подготовки диссертации ему удалось открыть каталитические реакции превращения непредельных углеводородов алифатического ряда под влиянием хлорида цинка, послужившие основой промышленных процессов переработки нефтехимического сырья. Его работы публиковались в европейских научных журналах.
После революции, в 1920 году Кондаков покинул Россию. Работал в Пражском университете, читал лекции в Сорбонне, продолжая научные исследования по синтетическому каучуку. Умер в 14 октября 1931 в Элве, Эстония. Похоронен на Элваском кладбище.
***
В начале века Россия обладала крупнейшими предприятиями по производству резиновых изделий в Европе. За высокое качество продукции предприятия удостаивались наград на всемирных и всероссийских выставках. Российские изделия продавались по всей Европе с пометкой «признаны лучшими».
***
В 1912 году акционерное Общества производства и торговли резиновыми изделиями «Богатырь» приобрело у русского химика, одного из пионеров в области производства искусственного каучука Ивана Ивановича Остромысленского «привилегии на изобретения» (патенты) и пригласило его возглавить исследовательскую лабораторию. Руководство Общества было крайне заинтересовано в замене дорогостоящего природного каучука на искусственный аналог и щедро финансировало научные изыскания.
Всего с 1905 года Остромысленским было запатентовано свыше 20 способов получения бутадиена, в частности, метод альдольной конденсации ацетальдегида (1905); способ получения бутадиена пропусканием паров этилового сирта и уксусного альдегида при температуре 440-460оС над оксидом алюминия (1915). Тогда же пиролизом скипидара Остромысленский получил изопрен и вместе с Ф.Ф.Кошелевым осуществил его полимеризацию под действием света («изопреновая лампа Остромысленского» — 1915 г.). Остромысленский был первым, кто подробно изучил роль активаторов (помимо серы) в вулканизации каучука и его превращении в резину и для улучшения свойств синтетического каучука предложил вводить в матрицу органические основания (толуидины, нафтиламины и др.).
Первые публикации Остромысленского по полимеризации диенов и синтезу исходных мономеров искусственного каучука стали появляться в 1905 г. В 1913 г. вышла в свет его книга «Каучук и его аналоги», явившаяся первым отечественным пособием по химии и технологии каучука. В ней была собрана фактически вся библиография по этому вопросу, при этом особое внимание уделено малодоступной для русского читателя информации по патентам, описаны способы анализа и очистки диолефинов, способы их полимеризации и методы переработки каучука в технические изделия. Остромысленский описал в книге 16 собственных оригинальных способов получения диолефинов и методов их полимеризации, имевших производственное значение.
В 1913 г. О. открыл собственную фирму — «Частную химическую и химико-бактериологическую лабораторию Ивана Остромысленского», где провел ряд блестящих исследований по изучению иммунологической специфичности и химической природы антител и антигенов. Результаты его работы были опубликованы в серии статей в «Журнале физико-химического общества» за 1915 г., озаглавленной «Исследования в области токсинов и антитоксинов».
В 1918-1920 гг. руководил Химико-терапевтической лабораторией Научного химико-фармацевтического института в Москве, где исследовал структуру и свойства противосифилитического препарата «сальварсан», разрабатывал метод изготовления отечественного аналога, названного им «арсолом».
В октябре 1921 г. Остромысленский покинул Россию. Свои исследования Остромысленский продолжал уже в Америке, приняв в в мае 1922 года приглашение Американской каучуковой компании. Некоторое время работал исследователем также и в компании Goodyear Tire and Rubber Company, а в 1925 году открыл свою лабораторию «Ostro Research Laboratory» по изучению и созданию лекарственных препаратов для лечения проказы. Помимо методов промышленного производства каучука, он открыл и изобрел новые методы получения полистирола, поливинилхлорида и других синтетических полимерных материалов.
Автомобильные шины российского производства продавались по всему миру, удостаивались множества международных наград.
Российские резиновые мануфактуры «Проводник» и «Треугольник» были одними из крупнейших производителей шин, по их производству они занимали второе и третье места в мире, уступая только французской компании «Мишлен» и имели торговые отделения на всех континентах. Этим предприятиям было предоставлено право изображения Государственного герба на своих изделиях и вывесках. Российский герб и «Made in Russia» на продукции признавались гарантией качества во всем мире. Русские шины считались в те времена по праву лучшими в мире и пользовались огромным успехом.
Перевод:
«Русские инженеры первыми пришли к теоретическому выводу, что узор «ёлочкой» с меняющимся направлением рисунка делает протектор не скользящим ( не буксующим ). Затем это было подтверждено на практике в бескрайних степях России, на ровных дорогах Англии и континентальной Европы, а также в горах Швейцарии и Испании.
Эти протекторы применялись на всех видах авто и в самых суровых условиях, какие только можно вообразить. И они действительно не скользят. Это свойство шин быстро сделало марку «Проводник Колумб» всемирно известной.
Это качественные автомобильные покрышки, изготовленные по принципу: «лучшее — это самое безопасное и самое дешевое» во всём, что относится к вождению автомобиля. Владельцы автомобилей самого высокого класса в Европе и Англии отдают предпочтение именно этим шинам.
Покрышки Проводник обладают эластичностью, превосходящей таковую у шин любой американской марки. Каждый слой волокон, использованных в их конструкции пропитан специальным образом с помощью чистого парафина, что придаёт сердцевине ту же эластичность, какой обладает поверхность протектора. Резиновый наполнитель между каждым слоем протектора соединяет все волокна воедино, тем самым больше увеличивая общую эластичность автомобильной покрышки.
Боковые стенки обладают значительной толщиной, а конструкция кромок такова, что шины Проводник не нуждаются в подрезке ( подгонке ). »
Реклама русских шин в Германии. Автомобильные шины российского производства.
Двухнедельный иллюстрированный журнал механического передвижения «Автомобиль», Май 1911 год.
1908 г.
Журнал "Автомобиль", 1911 год.
Журнал "Автомобиль", 1911 год.
Журнал "Автомобиль", 1912 год.
1908 г.
Журнал "Автомобиль", 1911 год.
Журнал "Автомобиль", 1911 год.
Журнал "Автомобиль", 1912 год.
Из итальянской газеты «La Stampa Sportiva». 7 июня 1914 года:
«Новая победа пневматических шин «Проводник-Колумб» в самой важной скоростной гонке Кубка Тибадабо (Испания)».
1 приз — Золотой кубок — в 1 категории
1 приз в 3 категориях
1 приз в категории «Туристические автомобили»
1 в категории туристических автомобилей
1 вне конкуренции за максимальную скорость
1 место в гонке на дистанции.
Специальный номер испанского журнала, посвященный автомобильным гонкам Кубок Тибидабо, май 1914 года. На картинке Benz 200 HP на шинах Проводник, победитель кубка Тибидабо.
Из специального номера испанского журнала, посвященного автомобильным гонкам Кубка Тибидабо, май 1914 года. Часть статьи, перевод:
"Говоря о Benz, следует упомянуть и шины Columb-Prowodnik, которые являлись самым непосредственным фактором его триумфа, а также победы, только что завоеванной автомобилем Clement-Boyard, который вел Grúa.
Владельцы обоих автомобилей, мощностью 200 и 160 лошадиных сил соответственно, сначала дорого поплатились за ошибочное решение поставить на свои автомобили покрышки, которые на сильных виражах на трассе не выдержали огромной нагрузки, и разрывы шин происходили друг за другом с ужасающей частотой.
В связи с этим водители решили поставить на свои автомобили пневматические шины Columb-Проводник, приобретя их у испанского представительства "Columb" фирмы "Проводник" за день до гонок — обстоятельство, которое отсеивает все сомнения и дает самую абсолютную уверенность в том, что эти пневматические шины должны стать стандартом.
Результат шин Колумб был настолько великолепным, что они выдержали самое экстремальное катание, оставшись до конца гонки целыми. Оба гонщика, как Хёрнер, так и Груа, были так поражены результатом, что после гонки похвала в адрес шин у них вырвалась спонтанно и восторженно."
Г-н Эусеби Бертан и Серра с автомобилем-победителем, получившим Почетную премию в категории автомобилей с открытыми кузовами в конкурсе «Элегантных автомобилей», организованном Королевским автомобильным клубом Каталонии, состоявшемся в воскресенье 31 мая 1914 года. Автомобиль оснащен шинами марки Колумб-Проводник.
Первая испанская гонка Гран-При "El Circutto del Guadarrama", 15 июля 1913 года:
Автомобиль Роллс-Ройс Silver Ghost "Серебрянный Призрак" (за рулем Эрик Платтфорд) на шинах Проводник-Колумб, победитель Первого Испанского Гран-При команды Rolls-Royce Маркиза Дона Карлоса де Саламанка. Оба его автомобиля под №16 и №3 заняли первое и третье места. Гонка 1913 года проходила на 300-километровой трассе в Гуадарраме, недалеко от Мадрида, на дороге в Вальядолид.
Подробнее:
РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ШИНЫ В АВТОГОНКАХ
Автомобиль Hispano-Suiza, победитель ралли St.Sebastien - Varsove протяженностью 8.000 км без смены шин, с колесами конструкторской фирмы KAP на шинах Проводник. 1913 г.
Реклама конструкторской фирмы KAP, 1913 год.
Продажа российских автомобильных шин в Бельгии.
«La Stampa Sportiva». Турин, 25 августа 1912 года.
Торговля автомобилями в голландских колониях Индонезии. Из каталога выставки, 1914 год. Шины трех марок на выбор заказчика: Dunlop, Continental, Prowodnik.
Филиал завода "Проводник" в Аделаиде, Австралия. (источник)
Королевское Сельскохозяйственное Общество Виктории, Австралия. Ежегодная выставка 1914 года. Каталог экспонатов. Шины Проводник-Колумб.
***
Считается, что первой в мире зимней шиной в мире была Nokian Kelirengas, которая была разработана, произведена и запущена Nokian Tyres в Финляндии в 1934 году. Эта автомобильная зимняя шина имела поперечный профиль с несколькими углами сцепления. Идея шины была в том, чтобы давать сцепление именно на дорогах, покрытых снегом.
Мнение о том, что финская разработка была первой в мире, распространено, однако является неверным: русские инженеры уже в начале XX века первыми пришли к теоретическому выводу, что узор «ёлочкой» с меняющимся направлением рисунка делает протектор не скользящим. Эта разработка была успешно реализована на практике и прошла испытания во многих странах Европы на известных шинах "Колумб" российского производства "Проводник" в 1910-е годы. Также специальный протектор с поперечным узором для лучшего сцепления на зимних дорогах применялся в те же годы на российских шинах "Ёлка" фирмы "Треугольник".
Rallye-Automobile-Monaco — Руссо-Балт С-24/55 – Двухместный Спортивный Кузов, Двиг. R4 5033 cm ³ 55HP,1911 г./вып. на шинах Колумб-Проводник.
(Подробнее о зимних автомобильных шинах, произведенных в Российской империи.)
(Подробнее о зимних автомобильных шинах, произведенных в Российской империи.)
***
Путешествие на русском автомобиле по Африке в 1913 году:
Из журнала «Нива» № 9, 1914 года. Из статьи «Путешествие на русском автомобиле по Африке в 1913 году». Руссо-Балт на шинах «Солумб-Проводник».
Руссо-Балт С 24/30НР Торпедо на шинах Проводник.
Из итальянской газеты «La Stampa Sportiva». Турин, 19 апреля 1914 года:
«Самые безопасные. Самый долговечные. Самые экономичные. Спрашивайте в лучших автосалонах«.
***
Товарищество Российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник»
На русском автомобиле по Африке в 1913 году.
Рекламные объявления продукции предприятий Российской империи.
***
Комментарии
Отправить комментарий