Первые детские летние лагеря в России.


 Летняя колония для детей рабочих. Группа детей второй смены, 1903 год. Первые детские летние оздоровительные лагеря в дореволюционной России.

***
Детские летние колонии в Российской империи были предшественниками современных оздоровительных детских лагерей.

Создание подобных колоний в период 1880-1890-х гг. происходило по всей Европе: Франция, Бельгия, Италия, Германия, Россия. Целевой группой летних колоний являлись ослабленные дети из бедных семей.

Началом педагогических колоний принято считать 1876 г., когда швейцарский пастор Вальтер Бион (Walther Bion, 1830-1909) в горном кантоне Аппенцель организовал поездку в сельскую местность 68 детей на три недели. Результаты этой поездки получили значительное число сочувственных отзывов от авторитетных учителей и врачей, что способствовало в дальнейшем созданию целой системы подобных колоний.

Но ещё за 20 лет до пастора Биона, явился в Дании филантроп, который сделал воззвание к своим согражданам, приглашающее их устроить для бедных детей кратковременное летнее пребывание в деревне или у берега моря. Итак, не Швейцария, а Дания есть настоящая колыбель этого святого дела, где в 1847 году явилась на свет первая детская колония. К исторической справке об отце датских детских колоний стоит добавить ещё другой факт, лестный для России что она, после Дании, является первой страной, где была основана детская лечебная колония. Это было в 1872 году, когда Великая Княгиня Екатерина Михайловна устроила «Приют для выздоравливающих детей» в городе Ораниенбауме. Следовательно, пальма первенства принадлежит Дании, а за нею и России.


Старо-Русская детская лечебная колония Русского Общества охранения. 1896 год.



В начале XX века подобные учреждения окончательно заручаются поддержкой государства, что отображается в документах I Всероссийского съезда по вопросам народного образования от 22.12. 1913 года. К этому времени русским обществом была проведена огромная работа по организации и устройству детских летних колоний и санаторий. Стало увеличиваться число летних детских учреждений. На Всероссийском съезде детских врачей в Петербурге в 1912 году была принята резолюция о необходимости создания лесных школ для физически ослабленных детей.

Из статьи Ладченко Константина Витальевича, аспиранта Департамента педагогики Института педагогики и психологии Московского городского педагогического университета.:

В 1891 г. в России насчитывалось только пять городов, где существовало 20 колоний. За последующие 20 лет деятельности данных колоний в них побывало уже 20 000 детей.

На 1908 г. Россия была уже страной, где только у одной педагогической организации количество колоний превышало численность колоний у какой-либо другой страны.

Конечно, эти данные кажутся незначительными, по сравнению с современными. Однако нужно понимать, что такое явление, как летние детские колонии, были «прорывными» не только для России, но и для всего мира. Мировое педагогическое сообщество только подготавливало родителей и самих детей к такому виду внешкольной деятельности. Исходя из этого данные численности колоний можно считать положительными, так как ранее организованной возможности вывезти детей за город фактически не было ни у одной страны.

С начала XX в. в Москве появляется все больше внешкольных видов деятельности, таких как городские площадки (в Европе — молочные станции), детские круглогодичные клубы, школьные экскурсии. Таким образом, участие педагогов и врачей в таких учреждениях становится значительнее. ( К началу XX века только в окрестностях Москвы насчитывалось уже несколько десятков летних детских колоний. )


Отчет о деятельности исполнительной комиссии по устройству московских городских школьных летних детских колоний за 1913 год. Москва, городская типография, 1914 год.
Часть отчета:

Первые детские летние лагеря

Помимо выше указанных 51 московских городских летних колоний, в окрестностях Москвы существовали также колонии частные и принадлежащие благотворительным обществам, церковным школам и т.д.

Детская лечебная колония в деревне Калиново Серпуховского уезда Московской губернии. 1900-ые


Летнее помещение для воспитанников Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых в имении «Сокольниково» Звенигородского уезда. 

Фрагмент фотографии. Воспитанники Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых в имении «Сокольниково» Звенигородского уезда.


Летнее помещение для воспитанниц Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых в имении „Сокольниково“ Звенигородского уезда.


Воспитанники приюта Императорского человеколюбивого общества за завтраком на даче


Летняя дача- колония Градо-Пермского Рождество Богородитского попечительства в Курье. Фото 1906г. (источник)


М.П.Вишневецкий (помечен»Х») среди учениц и педагогов на летней даче-колонии Богородицкой ЦПШ в Курье. Фото 1910гг. (источник)


Санаторий Петровского О-ва для детей из бедных семей. Малая Вишера.

Бесплатный санаторий для девочек. Новгородская губерния.

Детский санаторий Профессора Боброва. Алупка.


Детский санаторий Др. Будзинского. Анапа.

В начале XX века возникают первые детские клубы, площадки, национальные, религиозные детские организации. Их деятельность была поддержана Первым Всероссийским съездом по вопросам народного образования (1913-1914 г.г.). Заметным явлением становятся ученические кружки, кооперативы, ученические внешкольные организации. В 1917 году была предпринята попытка объединения их в одну ученическую организацию на Всероссийском съезде учащихся средних классов, который проходил в Москве. Детское движение было замечено государством, поддержано российским императором, военными ведомствами, органами образования. 

Всеобщее образование. Ликвидация неграмотности.
Всероссийская Гигиеническая выставка, открывшаяся 7 июня 1913 года в Петербурге, в Малом Петровском парке. Из журнала «Нива»  № 30, 1913 год.

Часть статьи о физической культуре, формировании здорового образа жизни  среди учащейся молодежи:

Подробнее о спорте: Становление юношеского спорта в Российской империи.



Бойскауты, Российская империя, 1910 год.

Летом 1915 года близ Петрограда организуется первый лагерь скаутов. В этом же году возникают и подобные организации для девочек. В 1915 году состоялся Первый Всероссийский съезд скаутов, на котором были приняты тексты десяти скаутских законов, торжественное обещание и заповеди, гимн. Девизом организации стала триада: «Вера в Бога. Верность царю. Помощь Ближним». С самого начала скаутское движение развивалось как неполитическое, пацифистское, строящееся на общечеловеческих ценностях. Не существовало различий по классовому, религиозному или этническому признаку.




.
Проект «летних детских приютов» для воспитания крестьянских детей, не достигших школьного возраста. Тула, типография губернского правления. 1913 год. Первые детские летние лагеря.


Обязательным фактором существования летней колонии должна была являться взаимосвязь самой организации и городской школы. Школа была заинтересована в создании летних колоний потому, что они предлагали оздоровительный и образовательный досуг для детей всех сословий. Поэтому сначала директор выбирал в колонию самых слабых по здоровью детей, затем, если оставались места, самых лучших по учебе, что в дальнейшем мотивировало и самих учеников.

С педагогической точки зрения, перед сменой всегда ставилось несколько задач: медицинские, социальные (практические), образовательные. Таким образом, педагогический процесс в колониях представлял собой комплекс задач, которые решались одновременно. Колония помогала колонисту становиться взрослым, ответственным человеком.

Врачи и педагоги, в первую очередь, обращали внимание на решение колониями медицинских задач, проведение оздоровительных процедур, организацию питания и создание благоприятных условий для детей. В колониях такими процедурами являлись купания в ваннах, бане, речке, проведение спортивных занятий.

Отличительными чертами колоний являлось проведение практических и образовательных занятий. Заведующие колоний считали обязательным проведение практических занятий для детей, так как получаемые на них умения были необходимы им во взрослой жизни и наиболее связаны с деятельностью человека. Практические занятия заключались в том, что каждый день дети вместе с воспитателями и местными жителями — крестьянами шли на поля и учились пахать, работать с сельскохозяйственными орудиями. Это хорошо иллюстрирует запись ребенка в дневнике: «Когда мы шли из лесу, то нас крестьяне позвали помогать складывать рожь в крестцы. Мы согласились и помогали им, они учили нас, как связывать снопы. Здесь мы видели, как косят рожь и жнут. Нам в поле очень весело было» (колония «Яковлевка», 1899 г.)

Образовательные занятия не носили строгий академический характер. Они были больше похоже на беседы и совместную коллективную деятельность, нежели на схоластические уроки.

Также стоит отметить, что деятельность колоний осуществлялась не только на самих территориях, но и за их пределами. Так, например, в течение смены колония выезжала всем составом в ближайший город на какой-либо городской праздник или же для посещения достопримечательности, например, монастыря или усадьбы. Такие экскурсии можно отнести к образовательным программам колоний, так как на них дети получали новые знания и развивали свой кругозор. К экскурсиям готовились не только воспитатели, но и сами дети. Перед экскурсией, иногда и за несколько дней, детям рассказывали о предстоящем объекте экскурсии, а дети также заранее составляли возможные вопросы.

Из отчета С-Петербургского городского общественного управления за 1912 год. Комиссия по народному образованию. Отчет врача Е.Н. Залесовой о летних занятиях гимнастикой и подвижными играми с учениками школ с 26 мая по 12 августа 1912 года:



Также, кроме экскурсий, колонии объединялись с местными жителями, например, для спортивных игр. Чаще всего такие мероприятия проводились весело и интересно. Такие совместные игры подогревали интерес детей, формировали чувство единства коллектива и нейтрализовали соперничество.

Много форм и методов, которые составляли основу деятельности летних колоний, стали использоваться гораздо позже советской системой пионерских лагерей.



Детский летний отдых на природе. Харьков, Лысая Гора. Фотография сделана во время обеда на природе, раздачи каши. Август, 1913 год. Первые детские летние лагеря в Российской империи.

***

На рубеже 19-20 веков стали открываться санатории для детей больных туберкулезом.


Следует заметить, что в начале XX века препараты, убивающие туберкулезную палочку («бациллу Коха») в организме человека, еще не были изобретены. Тем поразительней факты излечения безнадежных больных детей-инвалидов с поражением суставов, позвоночника, лимфатических желез.

Виндавский санаторий стал первой ласточкой, за ним последовали приморские санатории на Южном берегу Крыма. Уже в 1902 году (через четыре года после Виндавы) по инициативе знаменитого врача А.А.Боброва на средства общества «Санатории для детей» в Алупке был создан первый крымский детский санаторий. Кубанским медицинским обществом в 1913 году близ Геленджика на Тонком мысу в поселке Солнцедар был основан санаторий имени Н.И.Пирогова, который возглавила женщина-врач О.Ф.Трабша. Аналогичные учреждения функционировали в Баку, Одессе, Ялте, на Рижском взморье. В Петербурге «Общество борьбы с бугорчаткой» основало санатории для детей в Териоках (ныне Зеленогорск) и на Крестовском острове. Петербургский попечительский комитет о сестрах Красного креста с 1901 года содержал санаторий в Сестрорецке. В декабре 1913 года Московская секция борьбы с туберкулезом открыла в шести километ-рах от Москвы, в местности, которая называлась тогда Погонно-Лосиный остров, санаторий «Белая ромашка» — единственный в России специализированный санаторий для детей с легочным туберкулезом. В Москве существовали приюты для больных детей, функционирующие как санатории. При Ольгинской детской больнице на станции Пушкино Ярославской железной дороги был открыт в 1887 году приют святой Софии для неизлечимо больных детей. В него поступали дети с тяжелыми формами костно-суставного туберкулеза. В 1903 году был основан детский приют в Кисловодске, относящийся к Софийской детской больнице Москвы. В нем успешно применялось лечение ваннами и грязями. Также успешно работали Царскосельский детский санаторий (создан в 1907 году), санаторий на станции Графской Воронежского отдела Общества охранения народного здравия (создан в 1907 году), санаторий в Пущи-Водицы под Киевом, на острове Вормс, в Белостоке, Железноводске. В 1913 году в России имелось десять круглогодичных санаториев для детей. (источник)



***

Детский костно-туберкулезный санаторий для детей из рабочих семей в Бузовны, Баку.


В 1911 г. (?) детский врач проф. Гиндес открывает костнотуберкулезный санаторий для детей из рабочих семей в Загульбе. («Медицинская газета»)

1 июня 1914 г. в Бузовнах состоялось освящение нового здания санатория для туберкулезных детей при Обществе борьбы с детской смертностью имени П.М. и М.В. Драгневич.




***

В 1913 г., в Ялте в деревне Ай-Даниль была создана Ялтинская климатическая колония на 40 койко-мест, для слабых и болезненных детей имени цесаревича Алексея Николаевича.

В августе 1913 года был издан Высочайший указ о создании санатория на Бугазе:



В 1914 году было отведено две десятины земли для Аккерманского приюта «Ясли» и десять десятин — под «санаторию Общества Московских детских приютов».

В санатории на Бугазе отдыхали и поправляли здоровье «бедные, больные и слабенькие дети Московской лечебницы имени Императора Александра III».


***



***

В начале ХХ века на самых лучших участках между заливом и Сестрой строились не только дачи для обеспеченной петербургской публики, но и санатории для туберкулезных детей, лагеря для сирот, летние колонии для детей.


Общий вид здания санатория для слабосильных детей Общества попечения о бесприютных детях. Сестрорецк. 1913 г.

Врач и медицинская сестра у постели больного ребенка в санатории для слабосильных детей Общества попечения о бесприютных детях. Сестрорецк. 1913  г. 


Общий вид здания санатория им. Костровцевых, организованного Обществом попечения о бесприютных детях. Сестрорецк. 1913 г (источник)


Дети на прогулке в окрестностях санатория им. Костровцевых. Сестрорецк. 1913 г.


Вид здания приюта (дачи) принца П.Г. Ольденбургского в Лесном. 1911 г.


***

Из отчета С-Петербургского городского общественного управления за 1912 год. Комиссия по народному образованию:


Медицинский отчет по детским санитарным колониям, составленный доктором В.Г. Деменьтевым:



***

Басандайская детская колония.

Идейным вдохновителем и непосредственным исполнителем устройства колонии был Владислав Станиславович Пирусский. В ноябре 1897 года ученый, знаменитый врач города Томска и создатель Общества содействия физического развития добился выделения участка под санаторий для физического и нравственного оздоровления детей.

В 1898 году в колонию прибыли первые 67 детей из бедных семей и с ослабленным здоровьем. Основную роль в оздоровлении и воспитании таких детей доктор Пирусский отводил силам природы, физкультуре и образованию.









Первые детские летние лагеря


В 1919 году Общество содействия физическому развитию из-за недостатка средств закрылось, но колония продолжала существовать при Томском институте физической культуры. Летом студенты института проходили в колонии практику. После трехлетней деятельности, с октября 1920 г. по сентябрь 1923 г., институт был закрыт из-за трудностей, вызванных разрухой и прекращением финансирования.

Революция и гражданская война в России привели к небывалому уровню детской беспризорности.

15 ноября 1923 года постановлением Томского уездного исполнительного комитета на базе Басандайской детской колонии Пирусского был создан детский городок для безпризорников.  Колония из лечебно-оздоровительной превратилась в воспитательно-учебное учреждение.

26 января 1924 года в газете «Красное знамя» вышло сообщение о присвоении Басандайскому детскому городку имени Н. К. Крупской. Название «Детская колония им. Н. К. Крупской» было утверждено постановлением Томского уездного исполнительного комитета 7 февраля 1924 года и сохранилось до закрытия учреждения в 1930 году.

Работа по обучению и воспитанию детей велась очень слабо, материальное снабжение колонии было минимальным. Воспитанники были разуты, не имели верхней одежды, скудно питались и жили в антисанитарных условиях. Голод, холод, болезни, жестокие конфликты между колонистами подталкивали воспитанников к побегам, особенно многочисленными они были весной и осенью.

Акт обследования колонии инструктором СПОН (социально-правовой охраны несовершеннолетних) в июле 1929 года подтвердил состояние бесхозяйственности, ветхости и изношенности зданий и указал на отрицательные условия содержания и питания детей. Тем самым судьба колонии была решена. В 1930 году учреждение было закрыто.

Источник: Центр документации новейшей истории Томской области. cdnito.tomsk.ru


Вопреки расхожему мнению, сформированному советской историографией, в Российской империи достаточно высоко была развита сфера социальной поддержки малоимущих, благотворительность, призрение сирот и инвалидов. Особенно начало XX века было временем строительства огромного количества школ, стремительного уровня повышения грамотности, организации детских летних лагерей, бесплатных библиотек, народных домов, детских спортивных клубов.

Деятельность российских рекреационных летних детских учреждений была прекращена после II съезда РКСМ в 1919 году, решением которого были запрещены не только летние детские колонии, но и другие рекреационные детские учреждения, запрещены скаутские молодежные организации, как и благотворительная деятельность. Позже они появились уже в другом, советском виде, которые советская историография выдала за новшество.

В советский период какие-либо научные работы по вопросам призрения несовершеннолетних сирот в дореволюционный период, как и исторический опыт Российской империи в сфере общественного призрения в целом отсутствовали и историография данной темы не разрабатывалась. Только в конце XX в. вновь появились исследования социально-исторического опыта призрения детей в России.


Первые детские летние лагеря в России. Автор:charmingrussia.ru


***




Комментарии